• Регистрация НКО - 19500 рублей.
  • Бух.учет от 2000 р. в месяц.
  • - ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!
  • При поддержке Общероссийской организации
    "Партнер"

Анастасия Дмитриева Руководитель юр. отдела
Эксперт регистрации НКО

Архитектура НКО — 39 500 руб.
Реорганизация НКО от 55 500 руб.
Регистрация СМИ от 19 500 руб.
Сами готовим, подаем и получаем
Печать и расчетный счет в подарок
Позвонить: 8 (800) 100-60-71

Регистрация общественного движения: порядок и цели создания в 2024 году

Еще одной организационно-правовой формой Некоммерческих организаций является общественное движение. В нашей статье подробно рассмотрим порядок регистрации общественного движения в Минюсте в 2024 году, а также цели его создания.

  1. Что такое общественное движение?
  2. Цели создания общественного движения
  3. Территориальная сфера деятельности общественного движения
  4. Наименование общественного движения
  5. Юридический адрес общественного движения
  6. Органы управления общественного движения
  7. Документы для регистрации общественного движения и сроки

Что такое общественное движение?

Общественное движение представляет собой разновидность общественных объединений. Так как общественное движение – это некоммерческая организация, то цели ее создания не связаны с извлечением и распределением прибыли между участниками. Но для чего же создается Общественное движение? 

Раскрывает понятие общественного объединения и содержит цели его создания Федеральный закон №82 «Об общественных объединениях». 

Общественное движение представляет собой массовое общественное объединение, которое состоит из участников и не имеет членства и преследует социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Говоря простыми словами, общественное движение является добровольным объединением, созданным на основе общности интересов и единства целей. Становясь частью общественного движения, участники основываются на собственных убеждениях и желаниях.    

Участником общественного движения может стать гражданин, так или иначе поддерживающий его деятельность. В отличии от общественной организации, участие в таком общественном движении не предполагает выдачу документа о принадлежности к нему.

В отличие от коммерческих организаций общественное движение считается созданным с момента принятия соответствующего решения. Но правоспособность возникает только с момента внесения сведений об общественном движении в Единый государственный реестр юридических лиц. 

Цели создания общественного движения 

Возникает нужда создать общественное движение в случае необходимости решения какой-нибудь общественно-значимой экологической, социальной и другой проблемы. Общественно-полезными целями, которые преследуют общественные движения, могут быть: социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, а также иные цели, направленные на достижение общественных благ.

Многочисленные объединения граждан, создаваемые на добровольной основе для достижения какой-либо общей социальной значимой цели, называются общественным движением. Отсутствие цели завоевания власти является их главным отличительным признаком от политических партий. При этом общественные группы могут во время своей деятельности непосредственно апеллировать к действующей власти. Общественное движение имеет широкую социальную базу, опирается на различные группы, классы и слои, отличается численностью и молодым возрастом участников. Далее более подробно рассмотрим основные причины возникновения общественных движений.

Территориальная сфера деятельности общественного движения 

Как и общественная организация, общественное движение имеет территориальную сферу деятельности.

Общественные движения классифицируют в зависимости от территориальной сферы деятельности – субъекты Российской Федерации, в пределах которых общественное движение может осуществлять свою деятельность.   

Согласно Федеральному закону "Об общественных объединениях" в России создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные движения.

Чтобы было наиболее ясно, чем отличаются региональные от межрегиональных общественных движений, и межрегиональные от общероссийских приведем ниже выдержку из Федерального закона "Об общественных объединениях" с определениями.

Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

Под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

При создании общероссийского общественного движения существует возможность использования в наименовании общероссийского общественного движения слова «Россия» или «Российская Федерация» без специального разрешения Правительства Российской Федерации. Подробнее - "Использование слов "Россия", "Российская Федерация" в наименовании НКО".

Если говорить простым языком, то местное общественное движение - это движение, деятельность которого осуществляется, например, в Щёлковском районе Московской области, а региональное общественное движение осуществляет свою деятельность уже в целом субъекте -  Московской области.

Межрегиональное общественное движение может осуществлять свою деятельность на территории двух и более субъектов, например, на территории Москвы и Московской области или более, но, если в Общественном движении уже создалось более 43 отделений, соответственно, такое движение должно стать общероссийским.

Обязательным условием при создании общественных движений состоит в том, что территориальная сфера деятельности Общественного движения должна быть отражена в его наименовании.

Наименование общественного движения 

Рассмотрим вопрос о наименовании общественного движения. Каким должно быть наименование общественного движения для того, чтобы пройти правовую экспертизу в Министерстве Юстиции? 

Основой для всех общественных движений является наименование. Наименование общественного движения определяет вектор его развития. Такая некоммерческая организация, как общественное движение имеет особенности, которые дают возможность осуществлять успешную деятельность. Наименование общественного движения представляет собой один из самых важных моментов при регистрации общественного движения.

Для того чтобы правильно составить наименование общественного движения, нужно знать законы, регулирующие детальность некоммерческих организаций. Практика также играет непоследнюю роль. Очень часто мы сталкиваемся с ошибками в наименовании общественных движений. 

Итак, наименование общественного движения должно состоять из организационно-правовой формы, характера деятельности и территориальной сферы деятельности.  

Если говорить простым языком, то характер деятельности общественного движения - это то, чем общественное движение будет заниматься и какие цели планирует достичь. Подробнее - "Деятельность НКО". Обращаем Ваше внимание, что все цели создания общественного движения должны соответствовать ст. 2 ФЗ 7 «О НКО» и ст. 9 ФЗ 82 «Об общественных объединениях». Это могут быть социальные, политические и иные общественно полезные цели. 

Наименование Общественного движения должно быть на русском языке, при этом не могут присутствовать транскрипции английского, латинского или других языков. С иностранными словами на практике очень строго, так же, как и с включением в название иностранных государств - ст. 1473 ГК РФ запрещает использовать в названия юридических лиц наименования иностранных государств и производные от них. 

Общественное движение вправе иметь сокращенное наименование на русском языке и вправе иметь в дополнение как полное, так и сокращенное на любых иностранных языках мира. В случае, если присутствует необходимость включить в наименование иностранное слово, то это возможно при использовании перевода в скобках. Например, «Аутсайд» (вовне). Такой вариант допускается и пройдет правовую экспертизу в Министерстве Юстиции. 

Согласно действующему законодательству общественные движения выступают в гражданском обороте под собственным наименованием и имеют исключительное право на его использование. Наименование общественного движения не может заключать в себе информацию, которая оскорбляет нравственные, религиозные и национальные чувства граждан.

Юридический адрес общественного движения 

Создание и деятельность общественных движений регулируются законодательством Российской Федерации. Одним из требований к регистрации общественного движения является наличие юридического адреса.  

Место нахождения Общественного движения определяется местом его государственной регистрации, указываемое в уставных документах общественного движения и Едином государственно реестре юридических лиц. 

В качества адреса (места нахождения) общественного движения может выступать домашний адрес учредителя. Жилое помещение обязательно должно быть в собственности. Если собственность долевая, то потребуется согласие других собственников. Также в качестве адреса (места нахождения) общественного движения может выступать нежилое помещение, которое принадлежит учредителю или иному лицу на праве собственности. 

В любом случае на государственную регистрацию общественного движения в Министерство Юстиции необходимо предоставить гарантийное письмо от собственника, копию выписки на право собственности предоставляемого помещения из Единого государственного реестра недвижимости. Гарантийное письмо представляет собой обязательство собственника заключить договор аренды с общественным движением, когда последнее зарегистрируют в качестве юридического лица. Обращаем Ваше внимание, что юридический адрес должен быть детализирован, то есть содержать в себе сведения не только о доме и корпусе, но еще и о этаже, помещении, комнате или офисе. Адрес должен быть указан в соответствии с Выпиской из ЕГРН. 

Очень часто бывает, что после государственной регистрации общественного движения возникает необходимость внести изменения в сведения об адресе (месте нахождения) общественного движения, например, в связи с расширением деятельности Общественного движения или неудобным расположением офиса. 

Решение о смене юридического адреса общественного движения принимает высший орган управления общественного движения – Общее собрание участников (для местного и регионального общественного объединения), Конференция или Съезд (для межрегионального и общероссийского общественного движения). 

Для соблюдения всех требований законодательства необходимо провести заседание высшего органа управления общественного движения. Все решения высшего органа управления должны быть отражены в протоколе заседания. Кроме того, в случае, если адрес прописан полностью в уставе движения, перерегистрации подлежит и устав. Готовится заявление по форме Р14001 или Р13001 в зависимости от того, будет ли меняться устав общественного движения. Готовится весь комплект документов и отправляется на регистрацию в Министерство Юстиции. 

Внесение изменений в сведения об адресе (месте нахождения) общественного движения влечет за собой изменения в Едином государственном реестре юридических лиц, ПФР, ФСС и в банках.  

При выборе юридического адреса общественного движения, которое планирует активную деятельность, нужно помнить о том, несоответствие места нахождения общественного движения фактическому адресу может повлечь за собой проверки и санкции со стороны территориальной налоговой инспекции. 

Структура органов управления общественного движения 

Общественные движения приобретают права и принимают на себя гражданские обязанности через органы управления, которые осуществляют свои полномочия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и утвержденным уставом общественного движения.  

В соответствии с действующим законодательством в общественном движении предусмотрена следующая структура органов управления.

Высший орган управления. Для местных и региональных общественных движений это Общее собрание членов, для межрегиональных общественных движений это Конференция или Съезд. 

К компетенции высшего органа управления законодательство относит решение очень важных вопросов, например, такие как: 

  1. внесение изменений в устав общественного движения;
  2. определение приоритетных направлений деятельности общественно движения, принципов формирования и использования его имущества;
  3. выборы органов управления общественно движения; 
  4. утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
  5. принятие решений о реорганизации или ликвидации Общественно движения. 

Перечень не является исчерпывающим и может содержать и другие вопросы. 

Постоянно действующий коллегиальный руководящий орган. Это орган, который осуществляет свою деятельность в период между заседаниями общего собрания членов или конференции. Как часто будет собираться данный орган управления, определяется уставом общественного движения. 

Как правило к компетенции данного органа управления относят: 

  1. утверждение плана проведения мероприятий общественного движения в соответствии с уставом;
  2. установление нормы (квоты) представительства делегатов на Конференцию или Съезд общественного движения (для межрегионального и общероссийского общественного движения);
  3. принятие решений о приеме в участники общественного движения (в порядке, определенном высшим органом управления общественного движения); 
  4. исключение из числа участников общественного движения (в порядке, определенном высшим органом управления общественного движения)
  5. принятие решения о создании других юридических лиц;
  6. принятие решение об участии и о формах участия в деятельности других юридических лиц;
  7. принятие решения о прекращении деятельности и (или) реорганизации созданных общественным движения юридических лиц; 
  8. ежегодное информирование органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного движения о продолжении деятельности общественного движения с указанием действительного места нахождения общественного движения и данных о руководителях общественного движения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;   
  9. ежегодное информирование органа, принявшего решение о государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Данный список не является исчерпывающим и может быть изменен. 

Также в соответствии с действующим законодательством в общественном движении должен избран руководитель – единоличный исполнительный орган. 

Руководитель общественного движения, может осуществлять следующие полномочия: 

  1. действует без доверенности от имени общественного движения, подписывает финансовые документы, заключает хозяйственные и трудовые договоры, не противоречащие законодательству Российской Федерации, выдает доверенности, представляет общественное движение в судах Российской Федерации;
  2. от лица общественного движения взаимодействует с органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными, коммерческими и некоммерческими российскими, зарубежными и международными организациями и гражданами;
  3. открывает и закрывает в банках счета общественного движения; 
  4. заключает договоры, осуществляет юридические действия от имени общественного движения; 
  5. организует привлечение инвестиций для расширения сферы деятельности общественного движения, финансирования ее проектов и программ; 
  6. координирует и организует исполнительскую работу общественного движения;  
  7. организует бухгалтерский учет и отчетность общественного движения;
  8. участвует в подготовке материалов, проектов и предложений по вопросам, выносимым на рассмотрение высшего органа управления общественного движения; 
  9. принимает решения и издает приказы по оперативным вопросам внутренней деятельности общественного движения, для штатных работников общественного движения; 
  10. несет ответственность в пределах своей компетенции, в порядке, определённом действующим законодательством Российской Федерации и настоящим уставом, за использование имущества общественного движения в соответствии с ее уставными целями.

Также в общественном движении должен быть сформирован ревизионный орган – Ревизор общественного движения или ревизионная комиссия общественного движения. Ревизор осуществляет проверки финансово- хозяйственной деятельности общественного движения.  Все решения ревизора оформляются письменным актом. Ревизор отчитывается по результатам проверок перед высшим органом управления общественного движения. Ревизия финансово - хозяйственной деятельности общественного движения проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в год. 

Ревизор имеет право знакомиться и запрашивать все документы и материалы, необходимые для проведения ревизии общественного движения. 

Ревизор не имеет права входить в состав других органов общественного движения и являться штатным работником общественного движения.

Регистрация общественного движения 

Регистрирует Общественное движение осуществляет Министерство Юстиции. Регистрация занимает примерно 1,5 – 2 месяца. 

Для регистрации Общественного движения необходимо подготовить следующие документы: 

  • Устав;
  • Протокол;
  • Заявление Р11001;
  • Квитанция об уплате государственной пошлины (ее реквизиты, ФИО плательщика);
  • Документы, подтверждающие использование адреса.

Все эти документы проходят проверку в Министерстве Юстиции. 

Представленные  на регистрацию общественного движения документы проходят правовую экспертизу на соответствие нормам действующего Законодательства: Конституции Российской Федерации, нормам Гражданского кодекса Российской Федерации и нормативно-правовым актам (постановлениям, приказам, распоряжениям, правилам, инструкциям и положениям, регулирующих деятельность общественных организаций) РФ.

В ходе такой экспертизы должно быть выявлено, содержат ли документы ошибки и не противоречит ли представленный на регистрацию общественного движения пакет документов нормам действующего законодательства Российской Федерации.

В случае, если нормы законодательства, регулирующие регистрацию Общественного движения, были нарушены, то специалист Министерства юстиции составляется отказ в государственной регистрации Общественного движения и документы нужно будет готовить и подавать на повторную регистрацию. 

 


Остались вопросы?

Пишите или звоните!

8 (495) 003-45-71 (МСК), 8 (812) 629-00-03 (СПБ), 8 (800) 100-60-71 (по России).

Вебинары НКО — 25 часов, с онлайн разбором ваших кейсов.
Конференция НКО — Общероссийский форум по развитию НКО.
Форум НКО — крупнейшее сообщество НКО в России.


 

Вам также может быть интересно:

Оставить комментарий

08.09.2022 Александр
Здравствуйте, вопрос по открытию общественного движения, хотелось бы детально обсудить

Ответ специалиста НКО:
Добрый день! В ближайшее время с вами свяжутся)
01.08.2022 Василий
Каким образом общественное движение может участвовать в выборах депутатов и Глав регионов и МО? Как это записать в устав регионального общественного движения?
Ответ специалиста НКО:
Добрый день,Василий. Спасибо за ваш вопрос, но данный вопрос очень обширный и ответ можно получить в виде платной консультации. В ближайшее время с вами свяжутся.
Карта

Оставьте свои данные и наш специалист свяжится с вами.