Как заработать на НКО
В 2023году количество НКО значительно увеличилось и увеличивается оно стремительно который год. По этой причине мне часто задают вопрос. Это сейчас тренд и так популярно, но объясни, пожалуйста, почему и главное зачем? Как люди живут, полностью посвятив себя некоммерческой организации. На что они живут и как зарабатывают, создав своё НКО? Казалось бы, из названия понятно, что это некоммерческая организация. Почитав побольше, узнаешь, что:
- Дивидендов для учредителей нет
- Коммерческая деятельность есть, но прибыль от нее уходит в НКО, а не тебе.
- Все имущество в НКО принадлежит не тебе, а самой НКО
- Контролирует всё не только налоговая, но еще и Минюст.
Возникает устойчивое ощущение, что ты что-то не понимаешь. То ли все стали меценатами, то ли мошенниками, но такого не может быть. В общем, происходит что-то важное, но ты в этом не участвуешь. Причин несколько - есть очевидные, но есть и которые Вы не знали. Начну с самой понятной и распространенной, потом интересной и закончу очевидной. Материала много, можете перейти сразу к самому интересному:
- Зарплата руководителя, обеспечение руководителей и членов НКО
- Повышение доверия к бренду
- Заработок на популярности и хайпе
- Прирост к уже заработанному, сохранение капитала
- НКО для души
Зарплата руководителя
Есть хорошее выражение, что работа должна нравиться. Если Вы любите свою работу, то и работа становится лучше и эффективней. В некоммерческой организации могут быть сотрудники. Главный сотрудник это руководитель НКО, который, как правило, её и создал. Люди создают НКО в области спорта, искусства, помощи детям или нуждающимся, экологии, защите прав, и т.д., потому что они всей душой любят это дело, делают это отлично и получают отличную оплату своего труда.
Приведу два примера:
- Благотворительный фонд занимается помощью детям. По закону до 20% фонд имеет право тратить на административно-хозяйственные расходы, зарплаты, аренду офиса, бухгалтера и т.д. Он завоевал доверие в обществе и в фонд поступают и распределяются большие деньги. Фонд честно и добросовестно исполняет свою главную цель - помощь детям. Из 20% административно-хозяйственных расходов, 2% - это заработная плата руководителя фонда. Сумма, наверное, смешная, но в фонд ежемесячно поступает в ящики, через сайт, смс, переводами и т.д. около 20 млн рублей в месяц. И ежемесячная зарплата руководителя фонда составляет около 400 т.р. Руководитель фонда занимается любимым делом, он уважаемый человек, его фонд спас огромное количество детских жизней. И за свои труды он получает более чем достойное вознаграждение.
- АНО ведет деятельность в области спорта. Директор АНО является руководителем проекта по проведению тренировок гольфа. Престижный и высокооплачиваемый спорт. Тренировки проводятся в рамках деятельности приносящей доход. Выручка по нему составляет около 5 млн в месяц. Из которых 10% - это зарплата руководителя проекта. Соответственно, его зарплата составляет около 500 т.р. в месяц. НКО обладает целым рядом льгот, в том числе по страховым взносам с зарплат. Это позволяет выплачивать большие зарплаты, чем в коммерческих организациях. В НКО нет дивидендов, но есть достойные зарплаты, которые устанавливает руководитель.
Повышение доверия к бренду
Все это видели, но мало кто понимает, что это. Сейчас расскажу. Суть заключается в тандеме коммерческого бренда и НКО. НКО позволяет провести социальный проект, который повышает доверие к бренду, да еще и не за свои деньги. По сути, это мероприятие сильно экономит рекламный бюджет и дает возможность коммерческому бренду извлекать больше дохода. Получилось непонятно, опять приведу пример, прямо по шагам:
- Допустим, есть сеть спортивных магазинов "АльпИндустрия". Торгуют сноубордами, лыжами и.т.д.
- Кто они в лице обычных людей? Барыжники! Перекупщики! Компания, которая хочет на мне заработать! Звучит как-то не очень. И покупать желание не возникает.
- Руководство и маркетологи АльпИндустрии собираются и говорят: «У покупателя нет доверия бренду. И чем больше мы о себе кричим и тратим денег на рекламу, тем меньше нам верят. Это провал, надо менять стратегию.»
- Самый умный маркетолог АльпИндустрии говорит: «Забудьте про рекламу, надо дружить с покупателем. Вместе с ним кататься на сноуборде, лыжах и лезть в горы. И потом он придет покупать оборудование к своему другу. Что мы и сделаем!»
- Создаем Общественную организацию АльпИндустрия, принимаем в члены крутых спортсменов, фрирайдеров, блогеров, и просто классных ребят. Организуем круглый год крутые мастер-классы, соревнования, тренинги, полезный видеоконтент, фестивали и просто шоу. Публикуем все это на сайте и в группах.
- Директор АльпИндустрии складывает в уме бюджет и останавливает маркетолога. «Стоп, дорогой. Аренда площадок, зарплата спортсменов, транспорт, организаторы и т.д. Да вы нас разорите, с ума сошли?»
- И тут маркетолог говорит: «Это же НКО! Мероприятия социально-ориентированы. Это же спорт и ЗОЖ -аренду площадок дадут местные власти, в рамках развития спорта в регионе. Спортсмены приедут из федераций спорта бесплатно, у них ежегодно надо проводить показательные выступления, они же тоже НКО. - 50% финансируют президентские гранты, с целью развития спорта в России. С нас только организатор и оборудование наших брендов в пользование. Потом все вернут. Итого наших затрат 10% от бюджета. И везде будет наш логотип, это же мы организовали.»
- Руководитель возносит руки и говорит: «Вы серьезно? Это же гениально! Реклама, за которую платить почти не надо»
- По итогу. Огромная благодарность АльпИндустрии, что приобщили людей к спорту. Они создали часть рынка собственными руками. В их магазинах очереди. Почет и уважение, а к соседнему барыжнику, никогда. Я к другу пришел, а дружба рублем не меряется, он не подведет.
Реальных брендов с такой стратегией очень много. Один из самых ярких - RedBull. Если какой экстремальный кипиш, на грани самоубийства, то он оплачен их некоммерческой структурой и проходит с известной всем наклейкой.
Заработок на пиаре в НКО
В наше время информация и сообщества представляют не меньшую ценность, чем деньги. Если у Вас получилось собрать и удержать большую аудиторию, то она представляет собой актив высокой ценности. Вопрос в том, как ее можно монетизировать. Причем тут НКО, спросите Вы? Некоммерческая организация - это идеальная площадка для решения социальных и острых проблем и обладает рядо преимуществ, например:
- Серьезная организация с уставом и прописанными целями, большим количеством членов и официальным статусом.
- С НКО обязаны взаимодействовать государственные органы, у них больше полномочий при взаимодействии с коммерческими организациями.
- Некоммерческие организации участвуют в деятельности общественной палаты. Одно дело, когда Вы физическое лицо и шумите в интернете, совсем другое, НКО с членством в несколько тысяч.
- Государственное финансирование и официальным бюджетом в несколько миллионов рублей.
Опишу два принципа деятельности в данном направлении.
Первый. Общественные организации как "СтопХам", которая борется за вежливость на дороге или " Лев Против", она борется за вежливость и порядок на улице. У многих они вызывают улыбку и ностальгию о дружинниках. Но новое время это новые форматы. Опишу принцип их деятельности в шагах.
- Создается группа из единомышленников. Создается сайт, YouTube канал, Группы в соц. сетях и т.д.
- Собирают заявки о местах с постоянным безобразием, беззаконием и прочих аморальных местах.
- Группа крепких подготовленных и оборудованных ребят из НКО приезжает на место. И не пристает к коммерсантам). Просит сейчас же прекратить: -нецензурно ругаться, -распивать алкоголь, особенно на детских площадках, -курить, в том числе на вокзалах, -остановить продажу наркотиков, -мусорить в любимом городе, - многое другое.
- Потом НКО вызывает полицию. Негодяй задерживается или штрафуется.
- Менее крепкие члены НКО снимают все на видео. Публикуют и обсуждают победу добра, над злом. Но мир жесток и не справедлив. Пьяные и злые негодяи не сидят сложа руки, они зовут друзей и понеслась. Крики, визги, мордобой, летающие тела и бутылки. Негодяи проигрывают и берутся за ножи, железо и прочую незаконную фигню. Но наши не сдаются и прибегают к законным средствам защиты, оформленным шокерам, баллончикам и достойно не берутся за "травматы", открывая целый залп в воздух, обнажая бронежилеты и щитки. И тут с шашкой на гало прилетает Чапаев, ой, то есть участковый или полицейский. Забирать уже обезвреженных и деморализованных негодяев.
- В общем, снятый материал тянет на эпизод среднего голливудского фильма. Такая победа добра над злом собирает миллионы просмотров и мегатонны комментариев. Даже в правительстве уже обсуждают официальный статус "дружинника" для таких молодцов. В общем, очень круто, ярко и популярно.
Но наша статья про заработок, а где же деньги? Миллионы просмотров позволяют размещать коммерческую рекламу на своих ресурсах, которая иногда приносит сотни тысяч рублей, все зависит от популярности и величины хайпа. Им платят газетчики и журналисты за эксклюзивные интервью и показательные выступления. Доход такой организации может быть сравним с хорошим медиа проектом. А неравнодушные зрители поддерживают деньгами таких хороших девочек и мальчиков, которые не побоялись встать на защиту нашего родного дома. При этом, это не бесполезная ерунда, а социально-полезная деятельность.
Ахиллесова пята таких структур, это неподконтрольное членство. Иногда отдельные члены НКО перегибают палку и сами нарушают закон. Или наказывают важного дядю, который обиделся и потом начинает мстить, привлекая весь свой административный ресурс. Но думаю, принцип понятен. Организаторы такой успешной структуры, люди не бедные, и набирают со временем серьезный вес.
Второй. Он частично проистекает из первого. Если общественная организация стала успешной. Она эволюционно может стать трамплином для политической деятельности. Ведь все необходимые вводные у вас уже имеются. Преданная аудитория и членство, социальная программа и главное не пустые слова, а реальные действия по ее решению. Сама собой создается программа. Так успешные общественники создают общественное движение и потом партию. И ставки тут вырастают в разы, если не в десятки раз. Например, у нас много шумихи вокруг экологии и свалок. Много общественных организаций участвуют в этом вопросе. Но при этом у нас есть много системных экологических партий, которые ничего не делают. Я думаю, что в ближайшие 3-6 лет, мы увидим рождение настоящей зеленой партии. Все остальные социальные проблемы никто не отменял, я назвал просто самую очевидную на сегодняшний день.
НКО для сохранения капитала
Это не совсем заработок, больше похоже на сейф. Как правило, богатые люди занимаются благотворительностью. И, как правило, они же несут риски потери капитала, если он большой. Но как ты его не раскладывай, а владеешь им ты сам. Если передаешь в управление, риски только увеличиваются, а деньги расползаются. Тогда взгляд может упасть на НКО. Удивительно, но да. Вот как это происходит:
- Создается фонд. Его учредителем становится только один человек.
- В него вносится часть активов
- Единственный учредитель, является бессменным его управляющим, считай навсегда. Но при этом все имущество принадлежит фонду, не учредителю. Декларировать или отчитываться физику за него не надо. Это не его средства.
- Фонд управляет капиталом, он растет. А часть прироста направляется на благотворительность. Учредитель и так ее вел как физическое лицо.
- Статус в обществе президента фонда поднимается. Фонд публикует сам, все свои добрые дела и эти деньги точно потрачены добросовестно.
- Даже если у физика произойдет апокалипсис, банкротство, конфискация, деньги фонда взысканию не подлежат, они не принадлежат физическому лицу. Это деньги самого фонда, на благую цель и эти цели добросовестно исполнялись всегда.
- В итоге, даже если у бедного физика все отнять и у него будет 0 рублей и долгов еще целый мешок. Он как президент фонда сможет жить в здании фонда, ездить на машине фонда, получать там хорошую зарплату и заниматься благотворительной деятельностью еще очень долго.
- Защита от рейдеров. Захватить фонд или АНО сложнее, чем коммерческую структуру. Во-первых, изменения ведет Минюст, происходят они только через нотариуса, и срок внесения изменений сложен и длится 2 месяца, через правовую экспертизу. Любое сомнение/заявление/подозрение ведет к отказу Минюста и повторной подаче на 2 месяца.
Вот такой вот сейф, который стоит у Вас, но не Ваш, но с Вашими деньгами. Или не Вашими?
НКО для души
Поставил эту причину на последнее место. Т.к. она самая популярная и понятная. Но не сказать о ней - не мог. Часто люди сами сталкиваются с проблемами в жизни. Видят, как мир жесток и не справедлив. Хотят, что-то изменить собственными руками. Помочь людям, которые попадают в подобную ситуацию, поделиться навыками и опытом. Сначала они делают это сами, в одиночку и добровольно. Потом это занятие становится частью жизни, возможно, создается группа единомышленников. И такие люди, чаще всего и создают НКО, для себя и своей души. Если получают в ней зарплату, хорошо. Нет её и не надо. Они создавали НКО не для этого.
Общество всегда меняется. И сейчас в сознании очень многих людей появляется желание помочь. Отношение к фондам и другим НКО изменилось. Люди видят, как такие же, как они добиваются успеха в своих благородных начинаниях и тоже берутся за дело. Уровень социальной ответственности за последние 5 лет значительно вырос. И популярность НКО просто зеркало этого процесса.
Заключение.
Важно напомнить, что заработок в НКО является вторичным следствием. Прежде всего, некоммерческая организация должна ясно и прозрачно выполнять свои социально-ориентированные цели. Суть всего мною написанного следующая. Если Ваша организация успешна, значит и ее руководитель тоже достиг успеха. А успешные люди не бывают бедными.
А вот что не следует делать в НКО. Я опишу в следующей статье.
Остались вопросы?
Пишите или звоните!
8 (495) 003-45-71 (МСК), 8 (812) 629-00-03 (СПБ), 8 (800) 100-60-71 (по России).
Вебинары НКО — 25 часов, с онлайн разбором ваших кейсов.
Конференция НКО — Общероссийский форум по развитию НКО.
Форум НКО — крупнейшее сообщество НКО в России.
Похожие материлы: