• Регистрация НКО - 19500 рублей.
  • Бух.учет от 2000 р. в месяц.
  • - ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!
  • При поддержке Общероссийской организации
    "Партнер"

Руководитель юристов
Высшая компетенция НКО

Архитектура НКО — 39 500 руб.
Реорганизация НКО от 55 500 руб.
Сами готовим, подаем и получаем документы
Позвонить: 8(800)100-60-71
органы управления НКО регистрация НКО

Государственные некоммерческие организации: формы и их различия в 2024 году

Какие существуют формы государственных НКО? В нашей статье подробно рассмотрим особенности каждого вида государственных некоммерческих организации, вопросы их создания и деятельности, в том числе нюансы распоряжения имуществом.

На страницах нашего сайта мы уже не раз упоминали о том, что с сентября 2014 года было введено деление всех юридических лиц (в том числе и некоммерческих организаций) на корпоративные и унитарные. Напомним, что юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями), а юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами.

Среди унитарных некоммерческих организаций можно выделить государственные (в том числе государственные академии наук) и муниципальные учреждения, а также государственные корпорации (не путать с корпоративными юридическими лицами). Государственные и муниципальные предприятия также являются унитарными юридическими лицами, но в рамках настоящей статьи они рассмотрены не будут, так как являются коммерческими.

  1. Виды государственных учреждений
  2. Учредители государственных учреждений
  3. Государственная пошлина за право использования слов "Российская Федерация","Россия"
  4. Органы управления государственного учреждения
  5. Распоряжение имуществом государственного учреждения
  6. Ответственность собственника казенного, бюджетного, автономного учреждения
  7. Право государственного учреждения выступать учредителем (участником) других юридических лиц
  8. Сходства и различия 3 типов государственных учреждений
  9. Государственная корпорация

Государственное учреждение и его виды

Итак, учреждение – это унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

Государственное или муниципальное учреждение может быть:

  1. Казенным;
  2. Бюджетным
  3. Автономным учреждением.

Государственное казенное учреждение

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение – это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Виды казенных учреждений

Как закреплено в пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» к типу федеральных казенных учреждений относятся:

  • управления объединений, управления соединений и воинские части ВС РФ, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;
  • учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, выполняющие специальные функции и функции управления;
  • специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
  • учреждения МВД РФ, Главного управления специальных программ Президента, ФМС, ФТС, ФСБ, Службы внешней разведки, ФСО, специальные, воинские, территориальные, объектовые подразделения федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти;
  • психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.

Государственное бюджетное учреждение 

В соответствии с пунктом 1 статьи 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение – это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах:

  • науки;
  • образования;
  • здравоохранения;
  • культуры;
  • социальной защиты;
  • занятости населения;
  • физической культуры и спорта;
  • в иных сферах.

Виды бюджетных учреждений

Как закреплено в пункте 1 статьи 15.1 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» в организационно-правовой форме бюджетного учреждения могут создаваться фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности. Также в пункте 1 статьи 6 указанного федерального закона отмечено, что Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств являются государственными академиями наук – некоммерческими организациями, которые созданы в форме федеральных государственных бюджетных учреждений.

Государственное автономное учреждение

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях» автономное учреждение – это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах:

  • науки;
  • образования;
  • здравоохранения;
  • культуры;
  • СМИ;
  • социальной защиты;
  • занятости населения;
  • физической культуры и спорта;
  • иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Иные сферы установлены:

  • Градостроительным кодексом Российской Федерации (в части проведения экспертизы проектной документации и экспертизы результатов инженерных изысканий);
  • Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации и Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации (в части создания организаций, уполномоченных на классификацию и освидетельствование судов);
  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (в части создания образовательной организации высшего образования, которой устанавливается категория «федеральный университет»);
  • Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» (в части создания фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности);
  • Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (в части создания многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг);
  • Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений» (в части создания государственных региональных центров метрологии).

Кроме того, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), бизнес-инкубаторы и микрофинансовые организации, созданные до 01.01.2011 в форме автономных учреждений, вправе осуществлять свою деятельность в указанной организационно-правовой форме.

Учредители бюджетных, автономных и казенных учреждений

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона «О некоммерческих организациях», а также частью 1 статьи 6 Федерального закона Федерального закона «Об автономных учреждениях»:

  • учредителем федеральных государственных учреждений является Российская Федерация;
  • учредителем государственных учреждений субъекта Российской Федерации - субъект Российской Федерации;
  • учредителем муниципальных учреждений - муниципальное образование.

В связи с часто поступающими вопросами необходимо добавить, что муниципальные образования могут быть не только учредителями муниципальных учреждений. Например, представительные органы муниципальных образований могут принимать решения о создании некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов. Порядок создания муниципальными образованиями некоммерческих организаций закреплен в Письме Минюста России от 27.07.2018 № 11-99821/18. Впрочем, Российская Федерация также не лишена права выступить учредителем той или иной НКО (например, распоряжением Правительства РФ от 30.11.2019 № 2880-р была учреждена Автономная некоммерческая организация «Национальные приоритеты», в которой учредителем выступила Российская Федерация).

Государственная пошлина за право использования наименований «Россия»,«Российская Федерация»

Следует отметить, что от уплаты государственной пошлины за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в своем наименовании казенное учреждение освобождается (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.35 НК РФ), в то время как бюджетные и автономные учреждения такой привилегии не имеют. Подробнее - на странице "Использование слов "Российская Федерация", "Россия" в наименовании НКО"

Органы управления государственного учреждения

Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления казенного или бюджетного учреждений устанавливаются их уставами (в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и иными федеральными законами), а также в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и другими актами, указанными в пункте 1 статьи 28 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем.

Высшим органом управления государственной академии наук является общее собрание членов государственной академии наук.

Органами автономного учреждения являются наблюдательный совет автономного учреждения, руководитель автономного учреждения, а также иные предусмотренные федеральными законами и уставом автономного учреждения органы (общее собрание (конференция) работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет и другие).

Распоряжение имуществом государственного учреждения

Все имущество закрепляется за казенным, бюджетным и автономным учреждениями на праве оперативного управления. Что же касается распоряжения, то здесь есть некоторые нюансы, рассмотрим их.

Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

Бюджетное учреждение не вправе распоряжаться без согласия собственника:

  • недвижимым имуществом;
  • особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества;
  • особо ценным движимым имуществом, которое приобретено за счет средств от приносящей доход деятельности до изменения типа учреждения.

Автономное учреждение не вправе распоряжаться без согласия собственника недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом:

  • закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества;
  • приобретено за счет средств от приносящей доход деятельности до изменения типа учреждения.

Остальным имуществом учреждение распоряжается самостоятельно.

Следует отметить, что бюджетные и автономные учреждения, согласно позиции Минфина, могут использовать имущество, закрепленное за ними учредителем, в другой приносящей доход деятельности, предусмотренной их уставами, и осуществлять расходы по его эксплуатации за счет иных источников (Письмо Минфина России от 13.09.2012 № 02-06-10/3694).

Ответственность собственника бюджетного, автономного, казенного учреждения

Собственник имущества казенного учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам (при недостаточности денежных средств, находящихся в распоряжении учреждения).

Собственник имущества бюджетного и автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам учреждения, однако возникает субсидиарная ответственность по обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам (если имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание, недостаточно).

Право выступать учредителем (участником) других юридических лиц

Казенное учреждение не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц.

Бюджетное учреждение вправе создавать другие некоммерческие организации и в случаях, установленных законом, быть учредителем хозяйственных обществ. Денежные средства и иное имущество (за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет денежных средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества) вправе:

  • с согласия собственника передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя (участника);
  • вносить или другим образом передавать в уставный капитал хозяйственных обществ в качестве их учредителя или участника (в случаях, установленных законодательством).

Осуществление автономным учреждением полномочий учредителя (участника) иного юридического лица (например, хозяйственного общества) возможно, но такая деятельность не может быть основной, и субсидии на это учреждению не выделяются. Недвижимое и особо ценное движимое имущество автономное учреждение вправе с согласия своего учредителя вносить в уставный (складочный) капитал других организаций или другим образом передавать это имущество в качестве учредителя (участника). Исключение составляют объекты культурного наследия народов Российской Федерации, предметы и документы, входящие в состав Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда.

Сходства и различия видов государственных учреждений

Проведение обязательного аудита в казенных и бюджетных учреждениях не требуется, а вопросы проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения и утверждения аудиторской организации рассматривает наблюдательный совет этого учреждения.

Казенные, бюджетные и автономные учреждения не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога (подпункт 4 пункта 6 статьи 346.2 НК РФ), но вправе применять единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (пункты 2 – 2.3 статьи 346.26 НК РФ).

Казенные и бюджетные учреждения не вправе применять упрощенную систему налогообложения (подпункт 17 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ), для автономных учреждений такого запрета нет.

Казенные, бюджетные и автономные учреждения уплачивают налог на прибыль (с учетом положений статьи 251 НК РФ), а также уплачивают налог на имущество, земельный и транспортный налог. 

Государственная корпорация

В соответствии с пунктом 1 статьи 7.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления:

  • социальных;
  • управленческих;
  • иных общественно полезных функций.

Юридические лица, созданные в организационно-правовой форме государственных корпораций, действуют не на основании уставов, типовых уставов или единых типовых уставов, а на основании федеральных законов о государственных корпорациях. Среди таких законов можно выделить:

  • Федеральный закон «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»;
  • Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»;
  • Федеральный закон «О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех»;
  • Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (в части 1 статьи 3 указанного закона закреплено, что Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства является государственной корпорацией);
  • Федеральный закон «О государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ»;
  • Федеральный закон «О страховании вкладов в банках Российской Федерации» (в части 2 статьи 14 указанного закона закреплено, что Агентство по страхованию вкладов является государственной корпорацией).

Требования к закону, предусматривающему создание государственной корпорации, в общем такие же, как и к уставу НКО. В законе должны определяться:

  • наименование государственной корпорации;
  • цели ее деятельности;
  • место ее нахождения;
  • порядок управления ее деятельностью (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения);
  • порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации;
  • порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.

Таким образом, можно сделать вывод, что общие механизмы организации, правового регулирования государственных корпораций и влияния учредителя на их деятельность отсутствуют, т.к. в отношении каждой из них эти вопросы регулируются отдельным законом.

Федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, должно быть предусмотрено формирование высшего органа управления – совета директоров или наблюдательного совета государственной корпорации. В состав высшего органа управления государственной корпорации могут входить члены, не являющиеся государственными гражданскими служащими, а порядок участия членов Правительства Российской Федерации и государственных гражданских служащих в высших органах управления государственных корпораций установлен Постановлением Правительства РФ от 28.01.2012 № 44.

В отличие от учреждений, где учредитель является собственником имущества созданного им учреждения, имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.

В заключение хотелось бы отметить, что, на наш взгляд, такая организационно-правовая форма НКО, как государственная корпорация, позволяет вывести значительное количество государственных активов в негосударственную собственность. Это связано, прежде всего, со слабым контролем государства – учредителя государственных корпораций – за использованием этих активов. Например, в Обзоре вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер (утв. Минэкономразвития России) указано, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных образований не вправе вмешиваться в деятельность корпораций и их должностных лиц по достижению установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях» целей, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

В отношении контроля учредителя за выполнением государственной корпорацией возложенных на нее функций установлены минимальные требования – обязанность ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации, если иное не предусмотрено указанным Законом (пункт 2 статьи 7.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»), однако закон о создании конкретной государственной корпорации может свести такой контроль практически к нулю.


Остались вопросы?

Пишите или звоните!

8 (495) 003-45-71 (МСК), 8 (812) 629-00-03 (СПБ), 8 (800) 100-60-71 (по России).

Вебинары НКО — 25 часов, с онлайн разбором ваших кейсов.
Конференция НКО — Общероссийский форум по развитию НКО.
Форум НКО — крупнейшее сообщество НКО в России.


Вам может быть интересно:

Оставить комментарий

Карта

Оставьте свои данные и наш специалист свяжится с вами.