Социально ориентированные некоммерческие организации (СО НКО)
- Особенности СО НКО
- Государственная поддержка
- Непрямое госфинансирование
- Социальные услуги СО НКО
- Как попасть в реестр СО НКО?
Некоммерческие организации создаются с разными целями, но у социально ориентированных некоммерческих организаций имеются свои специфические черты, ведь они занимаются решением широкого перечня социальных проблем, начиная защитой окружающей среды и заканчивая вопросами обеспечения ухода за престарелыми и маломобильными гражданами. Всякое НКО – это юридическое лицо, которое считается таковым с того момента, как оно пройдёт государственную регистрацию. Её порядок давно определён и требует неукоснительного соблюдения.
Особенности СО НКО
Термин «социально ориентированной некоммерческой организации» был введен Федеральным законом от 05.04.2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций».
Изменения затронули несколько Федеральных законов, регулирующих деятельность НКО, в том числе и закон «О некоммерческих организациях».
Социально-направленные НКО организовываются исключительно в тех формах, что предусмотрены ФЗ «О некоммерческих организациях». К подобным субъектам относятся социально-направленные организации, имеющие прямое отношение к религии или обществу. Примечательно, что к СО НКО относятся и этнические общины КМНС, и диаспоры, и сообщества казаков. Но чаще всего встречаются различные партнёрства, не осуществляющие коммерческую деятельность, а также благотворительные фонды, которые оказывают всестороннюю поддержку социально незащищённым слоям населения. То есть, подобные НКО занимаются деятельностью, осуществление которой позволяет решить определённые социальные проблемы:
Защита животных, охрана окружающей среды, проблемы экологического характера (незаконная вырубка зелёных насаждений, отлов и отстрел диких и домашних животных и пр.).
Моральная и материальная поддержка граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также обеспечение юридической защиты их прав и свобод.
Работа с населением, проводимая в целях предотвращения несчастных случаев, а также мероприятия, направленные на обучение населения способам преодоления последствий техногенных катастроф и разгула стихии.
Помощь вынужденным переселенцам, гражданам, пострадавшим от стихийных бедствий и прочих катаклизмов (необязательно техногенного или природного характера).
Пропаганда ЗОЖ, для чего организуются и проводятся различные спортивные мероприятия, направленные на возрождение интереса к физкультуре и спорту.
Содействие духовному и культурному развитию граждан, что также подразумевает проведение различных мероприятий, направленных на улучшение морального и психологического здоровья граждан.
Данный список может быть дополнен и другими видами деятельности, в зависимости от региона РФ и с учётом его специфики.
Государственная поддержка
Государство готово оказать СО НКО не только финансовую (прямую или непрямую) поддержку, потому что оно заинтересовано в увеличении числа благотворительных, волонтёрских и других некоммерческих организаций, относящихся к социальной сфере. Поэтому, оно оказывает информационную, консультационную, организационную поддержку, хотя, любую благотворительную организацию больше всего волнует финансовый вопрос. Под термином «прямое финансирование» принято понимать госконтракты и субсидии, предоставляющиеся в форме грантов. Главным инструментом господдержки СО НКО принято считать программу, разработанную на федеральном уровне и реализуемую МЭР (Министерством экономического развития). На данный момент, существует два варианта получения господдержки:
Предоставление субсидий. Источником для их получения является федеральный бюджет. Чтобы стать участником программы, необходимо подать заявку и пройти конкурсный отбор.
Гранты, выдаваемые для реализации определённых программ. Примечательно, что в роли грантодателя теперь не может выступить местная администрация или орган исполнительной власти, потому что они вправе заниматься только субсидированием проектов.
Существенных отличий между конкурсами на получение субсидий или грантов – нет. Но сейчас принято апеллировать термином «президентский грант», по своей сути являющийся субсидией из федерального бюджета. Они предоставляются некоммерческим организациям, принимающим активное участие в развитии институтов гражданского общества. Сумма, доступная к получению и выдаваемая на безвозмездной основе, с каждым годом становится всё солиднее, а это – более чем веское основание для того чтобы за неё побороться. Что касается госконтрактов, то этот финансовый инструмент является бюджетными средствами, даваемыми СО НКО в рамках, определённых ФЗ-44 «О контрактной системе». Если организация использовала выделенные средства по целевому назначению, то налог на прибыль начисляться не будет.
Непрямое госфинансирование
Отношения в сфере аренды государственного или муниципального имущества регулирует статья 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»). Данный закон гласит, что государственные и муниципальные учреждения вправе сдавать в аренду недвижимое имущество, которое закреплено за ними на праве оперативного управления исключительно на основании результата конкурса или аукциона на право заключения договора аренды государственного и муниципального имущества. Но законом «О защите конкуренции» предусмотрен ряд исключений, которые указаны статье 17.1 Закона «О защите конкуренции» и распространяются, в том числе, на некоторые разновидности некоммерческих организаций.Ключевым видом господдержки является имущественная поддержка, заключающаяся в передаче в долговременное пользование организации объектов нежилой недвижимости, являющихся собственностью государства. Критерии отбора СО НКО, порядок предоставления объектов нежилой недвижимости и все прочие условия оговорены в Постановлении № 1478 от 30.12.12. Важный момент: передаваемое организации госимущество не может быть отчуждено в собственность лиц, его арендующих, а также в частную собственность. Под запретом целый ряд операций: продажа, переуступка и передача прав и пр. Имущественная поддержка может оказываться, как на безвозмездной основе, так и на льготных условиях.
Ещё одним видом непрямого государственного финансирования являются налоговые льготы, например:
- Налоговый вычет из пожертвований, перечисленных гражданином СО НКО для увеличения целевого капитала.
- Освобождение от НДФЛ, при условии, что организация осуществляет благотворительную деятельность.
- Освобождение от НДФЛ доходов, передаваемым социально незащищённым слоям населения, например, инвалидам, детям-сиротам, малоимущим семьям.
- Расширение перечня целевых поступлений, не подлежащих учёту при определении налоговой базы по налогу на прибыль и налогам, уплачиваемым в бюджет СО НКО, состоящих на УСН.
- Освобождение от уплаты НДС, если организация оказывает услуги по соцобслуживанию и обеспечивает уход за маломобильными и престарелыми гражданами.
Социальные услуги СО НКО
Государственной думой 7 июля 2020 года был передан в Совет Федерации законопроект «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере», который был внесен еще в 2018 году. По данному закону социально-ориентированные некоммерческие организации смогут принимать активное участие в процессе оказания социальных услуг.
О необходимости принятия мер по повышению качества социальных услуг неоднократно заявлял Президент Российской Федерации в своих посланиях Федеральному Собранию.
Данные закон будет обеспечивать повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг, представляющихся гражданам на бесплатной основе за счёт средств государственного бюджета в образовании, здравоохранении, социальной защите, занятости населения, физической культуре, спорте и туризме.
Данный закон учитывает поправки, которые были подготовлены Советом Федерации, в соответствии с которыми некоммерческие организации, признанные исполнителями общественно полезных услуг, получают привилегии при участии в конкурсах на заключение соглашений.
Кроме этого, закон предусматривает новые способы включения некоммерческого сектора в оказание услуг социальной направленности.
Одним из нововведений стал социальный сертификат, дающий право для граждан на самостоятельный выбор организации, которая будет оказывать социальные услуги.
Данный закон является важным аспектом в участии некоммерческих организаций в развитии социальной сферы. В компетенцию Совета по развитию социальных инноваций регионов будет входить мониторинг его реализации в регионах.
Кроме того, был одобрен закон об освобождении от НДС государственных (муниципальных) услуг по соглашениям, которые заключены в соответствии с законодательством о государственном (муниципальном) социальном заказе.
Данный закон позволит сформировать равные условия налогообложения при оказании услуг как для государственных структур, так и для социально ориентированных некоммерческих организаций.
Также будет дополнен Бюджетный кодекс новым видом субсидий - на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере. Предполагается, что данные субсидии будут финансировать исполнение государственного (муниципального) социального заказа. Это даст возможность перераспределить средства бюджета между исполнителями социальных услуг.
Как попасть в реестр СО НКО?
Министерство экономического развития России сформировало реестр социально ориентированных некоммерческих организаций. Некоммерческим организациям, которые попали в этот реестр предоставят поддержку в соответствии с подпунктами «а» и «в» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам встречи с участниками общероссийской акции «Мы вместе» 30 апреля 2020 г. и совещания о санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации, состоявшегося 11 мая 2020 г.
В реестр внесены сведения о социально ориентированных некоммерческих организациях, которые с 1 января 2017 г:
- получили субсидии и гранты в рамках программ, которые реализуют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления;
- получили гранты Президента Российской Федерации;
- предоставляют социальные услуги;
- являются исполнителями общественно полезных услуг.
Сведения о социально-ориентированных некоммерческих организациях были направлены органами исполнительной власти регионального и федерального уровня, органами местного самоуправления, Минюстом России и Фондом президентских грантов для формирования Реестра социально-ориентированных НКО.
Некоммерческим организациям, которые попадают под указанные выше критерии, но не были включены в реестр, нужно подать обращение в тот орган власти, который осуществлял им государственную финансовую поддержку в период с 1 января 2017 г. по 1 апреля 2020 г., или в Фонд президентских грантов.
Если подтверждается факт, что некоммерческую организацию ошибочно не включили в реестр СО НКО, указанный выше орган направляет в Минэкономразвития России дополнение к реестру, оформив это официальным письмом.
Разъяснения чиновников о том, как НКО попасть в реестр, есть в письме Минэкономразвития. Чтобы прочитать письмо, нажмите на ссылку.
Некоммерческие социально-ориентированные организации, которые включены в реестр вправе получить следующую поддержку:
- предоставление субсидируемых льготных кредитов, выдаваемых СОНКО на выплату части заработной платы своим сотрудникам (постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2020 г. № 696 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности»);
- продление на шесть месяцев сроков уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, налогов (в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами) и авансовых платежей по налогам, за исключением НДС (постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2020 г. № 685);
- освобождение от уплаты налогов, авансовых платежей по налогам, сборов по налогу на прибыль организаций - в части ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате во втором квартале 2020 года (проект федерального закона № 953580-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции»);
- расширение налоговых стимулов участия в благотворительности юридических лиц для организаций, вошедших в реестры. Юридические лица, передавшие на безвозмездной основе некоммерческим организациям имущество (включая денежные средства), смогут включить их в состав внереализационных расходов при определении ими налоговой базы по налогу на прибыль организаций (проект федерального закона № 953580-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции»).
Кроме того Правительство Российской Федерации прорабатывает дополнительные основания и критерии по оказанию поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям.
Остались вопросы?
Пишите или звоните!
8 (495) 003-45-71 (МСК), 8 (812) 629-00-03 (СПБ), 8 (800) 100-60-71 (по России).
Вебинары НКО — 25 часов, с онлайн разбором ваших кейсов.
Конференция НКО — Общероссийский форум по развитию НКО.
Форум НКО — крупнейшее сообщество НКО в России.
Вам также может быть интересно: