• Регистрация НКО - 19500 рублей.
  • Бух.учет от 2000 р. в месяц.
  • - ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!
  • При поддержке Общероссийской организации
    "Партнер"

Фандрайзер, грантрайтер

Специалист по интеллектуальной собственности
Консультация 3 часа — от 7 000 руб.
Разработка проекта и подача заявки
Позвонить:
развитие НКО гранты для НКО

Фандрайзинг некоммерческих организаций: источники, инструменты и способы добиться успеха

Расскажем простыми словами о фандрайзинге НКО, его источниках, ресурсах и инструментах. О том, как достичь успешного фандрайзинга некоммерческой организации в России — читайте в нашей статье.

  1. О фандрайзинге простыми словами
  2. Ресурсы фандрайзинга
  3. Виды фандрайзинга
  4. Инструменты фандрайзинга
  5. Как достичь успеха в фандрайзинге НКО

Фандрайзинг — что это простыми совами?

Популярность термина «фандрайзинг» в науке и практике появилась с момента перехода России к рыночной экономике. Понятие «фандрайзинг» было заимствовано из Соединенных Штатов Америки, которые используют данный термин уже долгое время в сфере привлечения финансирования в некоммерческий сектор — организации, основной целью деятельности которых является не получение прибыли, а решение разных социальных проблем, которые часто не может решить государство. 

В нашем государстве данное понятие стало наиболее распространено в 90-е годы прошлого века в основном среди государственных некоммерческих организаций, и использовалось оно с целью предотвращения нехватки денежных средств, связанной с уменьшением размера финансирования государством социальной сферы. В настоящий момент термин «фандрайзинг» активно применяется негосударственными Некоммерческими организациями. 

Фандрайзинг представляет собой деятельность Некоммерческой организации, которая базируется на уникальной стратегии и использует эффективные и продуктивные способы получения ею ресурсов, которые необходимы для реализации ее целей и предмета деятельности, обеспечивающая желаемую удовлетворенность источнику ресурсов и имеющая итоговым результатом укрепление благополучия общества в целом.

Фандрайзинг НКО в России

Ресурсы фандрайзинга

Откуда взять деньги на работу Некоммерческой организации? Наверняка, многие только что созданные НКО задавались данным вопросом. Для этого и существует фандрайзинг. 

Итак, фандрайзинг представляет собой деятельность, направленную на привлечение денежных средств и ресурсов в Некоммерческую организацию. Эта деятельность имеет связь с деятельностью Некоммерческой организации, ее целями и предметом деятельности. Также, важным моментом является то, что деятельность, для реализации который привлекаются средства, должна быть социально ориентированной (такая направленность и побуждает давать деньги). По сути на ресурсы, привлеченные в организацию в ходе проведения фандрайзинга, Некоммерческая организация «живет». 

Мы считаем, что фандрайзинг представляет собой работу, которая направлена на привлечение ресурсов для некоммерческой организации социальной направленности. Помимо того, очень важно понимать, что фандрайзинг не должен противоречить целям и предмету деятельности Некоммерческой организации. 

Процесс привлечения финансирования не должен привести к потере индивидуальности Некоммерческой организации, к деятельности, которая противоречит главным целям и предмету деятельность Некоммерческой организации.  

Фандрайзинг предполагает под собой реализацию определенных эффективных и продуктивных методов: определенную тактику и стратегию. Деятельность по фандрайзингу является логическим продолжением деятельности организации по планированию и управлению. 

К тому же, исключительно организованный фандрайзинг может привлекать средства с целью обеспечения полноценной деятельности Некоммерческой организации и внутреннего функционирования: обучение сотрудников и выплата заработных плат, аренда помещения и т.д. Именно такой организованный фандрайзинг привлекает в организацию средства, которые направлены на реализацию уставной деятельности, проектов и мероприятий, оказание услуг, а это значит, что Некоммерческая организация справляется со своей основной задачей. 

Конечно, фандрайзинг не представляет собой самостоятельную и безусловную ценность, так как не существует сам по себе. Программы, проекты и мероприятия, реализуемые Некоммерческой организацией, определяют тактику и стратегию фандрайзинга, а также определяют уровень участия каждого сотрудника в данной деятельности.  

Итак, в системе работы некоммерческого сектора фандрайзинг несет очень важную нагрузку, а именно обеспечивает ресурсами основную программную деятельность Некоммерческой организации, которая направлена на реализацию запланированных социально-значимых целей. 

Ключевым моментом в привлечении ресурсов является понимание той сферы, в которой работает НКО. 

Фандрайзинг включает в себя: 

  • Разновидности ресурсов, которые можно привлечь в НКО; 
  • Источники таких ресурсов; 
  • Методы привлечения ресурсов; 
  • Условия, на которых осуществляется привлечение ресурсов. 

На данный момент главным источником финансирования являются добровольные взносы, пожертвования и гранты НКО

Виды фандрайзинга

Организация фандрайзинга — это трудный процесс, который включает в себя несколько этапов. Первый этап — это планирование фандрайзинга, второй — реализация фандрайзинга, третий этап — контроль над реализацией фандрайзинга и четвертым этапом является оценка результатов фандрайзинга. 

Фандрайзинг имеет ряд конкретных задач, в соответствии с которыми фандрайзинг классифицируют по группам: 

  1. Проектный 
  2. Оперативный. 

Проектный фандрайзинг представляет собой привлечение денежных средств и направление данных денежных средств на реализацию программ и проектов Некоммерческой организации. Такая разновидность фандрайзинга удобна и для НКО, и для финансирующей стороны. 

Оперативный фандрайзинг представляет собой привлечение денежных средств и направление данных денежных средств на покрытие текущих расходов. Часто такая разновидность фандрайзинга применяется для Некоммерческих организаций, которые находятся в тяжелой финансовой ситуации. 

Как правило, план реализации фандрайзинга утверждается высшим органом управления Некоммерческой организации за несколько месяцев до момента реализации программы фандрайзинга. Данный срок позволяет тщательно подготовиться: обеспечить организацию всеми необходимыми информационными ресурсами, определить круг потенциальной финансирующей стороны, узнать о возможном участии в конкурсах и грантах, подготовиться к ним. На все это требуется время.

Обычно план фандрайзинга на год делится на кварталы и месяцы. При этом учитывают территориальный признак. В таком случае говорят о методах территориального фандрайзинга в НКО. Это организация выездных выставок, лекций, семинаров, концертов, фестивалей, конференций, симпозиумов. Также к территориальному фандрайзингу относят распространение рекламы посредством организаций-партнеров. Создаются филиалы и представительства.

Инструменты фандрайзинга

Существует много разнообразных методов реализации фандрайзинга: 

  • Почтовый фандрайзинг (представляет собой обращение к потенциальной финансирующей стороне по почте); 
  • Солофандрайзинг (представляет собой приобретение поддержки со стороны известных личностей); 
  • Телефандрайзинг (представляет собой обращение к потенциальной финансирующей стороне по телефону);  
  • Индивидуальный фандрайзинг (представляет собой личное обращение к потенциальной финансирующей стороне); 
  • Событийный фандрайзинг (осуществляется путем проведения презентаций, выставок). 

Как правило ответственность за проведение фандрайзинга возлагается на внутренние службы в крупных Некоммерческиз организациях. Небольшие и маленькие некоммерческие организации реализуют фандрайзинг собственными силами или прибегают к услугам специалистов. 

Успешный фандрайзинг

Очевидно, что успешность фандрайзинга зависит от наличия внутренней налаженной работы Некоммерческой организации. К примеру, неустановленные связи с общественностью могут повлиять на отсутствие спонсоров в организации, а значит и на поступление денежных средств в Некоммерческую организацию. Неотработанная система планирования сделает франдрайзинг случайным и неэффективным.

Специалисты дают оценку результатов фандрайзинга и используют для этого различные показатели.  Например, время и коэффициент окупаемости расходов на фандрайзинг, коэффициент рентабельности фандрайзинга. 

Опыт распространения фандрайзинга в России не дублирует историю распространения фандрайзинга в США, так как в нем нашли отражение благотворительность и распространение частных Некоммерческих организаций. 

Фандрайзинг является эффективной методикой привлечения средств в Некоммерческую организацию. Недостаток денежных средств в Некоммерческой организации заставляет ее прибегать к поиску дополнительных источников финансирования. Актуальной проблемой является отсутствие квалифицированных специалистов в области фандрайзинга Некоммерческих организаций.

Чтобы узнать больше о формировании успешного фандрайзинга, вы можете обратиться к статье Как заработать на НКО.


Остались вопросы?

Пишите или звоните!

8 (495) 003-45-71 (МСК), 8 (812) 629-00-03 (СПБ), 8 (800) 100-60-71 (по России).

Вебинары НКО — 25 часов, с онлайн разбором ваших кейсов.
Конференция НКО — Общероссийский форум по развитию НКО.
Форум НКО — крупнейшее сообщество НКО в России.


Похожие материалы:

Оставить комментарий

30.10.2023 Мурат
Для любой ли НКО эффективен фандрайзинг? Помогаете ли вы в планировании фандрайзинга
Ответ специалиста НКО:
Добрый день!
Помогаем с получением гранта и можем дать консультацию по развитию (привлечению финансирования) НКО
Остались вопросы? Звоните! +7(495)003-45-71
02.06.2023 Жадыра Балабасова
Можно получить год публикации статьи
Ответ специалиста НКО:
Добрый день! Пришлите пожалуйста на адрес электронной почты вашу статью: info@premier-partner.ru
Карта

Оставьте свои данные и наш специалист свяжится с вами.