• Регистрация НКО - 19500 рублей.
  • Бух.учет от 2000 р. в месяц.
  • - ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!
  • При поддержке Общероссийской организации
    "Партнер"

Наталья Грунская Руководитель юристов
Высшая компетенция НКО

Архитектура НКО — 39 500 руб.
Реорганизация НКО от 55 500 руб.
Сами готовим, подаем и получаем документы
Позвонить: 8(800)100-60-71
юридическое сопровождение НКО деятельность НКО

Некоммерческая организация как исполнитель ОПУ

Сфера социально значимых услуг, исполнителем которых являются представители некоммерческого сектора, набирает свою популярность с каждым годом. НКО как исполнитель ОПУ (общественно полезных услуг) занимается исполнением социально значимых мероприятий, направленных на реализацию уставной деятельности некоммерческой организации.

В связи с этим в рамках данной статьи мы расскажем вам о том, что же понимается в отечественном законодательстве под данным понятием.

Кроме того, расскажем о порядке наделения некоммерческих организаций подобным статусом что для этого требуется. Наконец, расскажем о правовых и социальных последствиях наделения подобным статусом — какие бенефиты получает некоммерческая организация, попав в реестр исполнителей общественно полезных услуг.

  1. Какие требования предъявляются НКО для получения статуса исполнителя ОПУ
  2. Какова процедура признания СО НКО исполнителем общественно полезных услуг
  3. В каких случаях СО НКО могут отказать в выдаче заключения
  4. Что делать некоммерческой организации после получения заключения о соответствии качества общественно полезных услуг
  5. Необходимые документы для подачи в Министерство юстиции РФ (или его территориальный орган)
  6. На какой срок некоммерческая организация признается исполнителем общественно полезных услуг
  7. Почему могут отказать НКО во включении в реестр исполнителей общественно полезных услуг
  8. Возможно ли повторное признание организации исполнителем общественно полезных услуг в упрощенном порядке
  9. Что дает некоммерческой организации статус исполнителя общественно полезных услуг
  10. Итоги

НКО как исполнитель ОПУНачнем с того, что с 2015 года социальная повестка дня в Российской Федерации стала чаще в себя включать вопросы, связанные с поддержкой некоммерческого сектора. Так, Президент РФ в ежегодных посланиях Федеральному Собранию не раз отмечал важность вопроса поддержки некоммерческих организаций, которые зарекомендовали себя как «безупречные партнеры государства». Кроме того, сделан акцент на том, что есть необходимость установления правового статуса «некоммерческая организация — исполнитель общественно полезных услуг», а также сопутствующей подготовки нормативно правовой основы для данного института.

Уже в 2016 году были приняты первые нормативные акты, направленные на установление указанного статуса и правовой основы для оказания подобным некоммерческим организациям поддержки со стороны государства. Практически сразу же на основе и во исполнение Указа Президента РФ был утвержден Постановлением Правительства России перечень общественно полезных услуг, то есть приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно значимых услуг. Параллельно шло закономерное развитие законодательства в части признания некоммерческих организаций социально ориентированными (СО НКО).

Требования НКО для получения статуса исполнителя ОПУ

Федеральный Закон №7 «О некоммерческих организациях» в статье 2 содержит дефиницию НКО — исполнителя общественно полезных услуг. Так, это не что иное, как социально ориентированная некоммерческая организация, которая не выполняет функции иностранного агента, не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством РФ обязательным платежам и соответствует одному из следующих требований:

  1. Оказывает на протяжении не менее чем одного года общественно полезные услугу надлежащего качества;
  2. Надлежащим образом реализует проекты, предусматривающие осуществление деятельности по одному или нескольким приоритетным направлениям в сфере оказания общественно полезных услуг с использованием грантов президента РФ, предоставляемых на развитие гражданского общества.

Фактически в данном определении заложены требования, предъявляемые к НКО для того, чтобы ее признали исполнителем ОПУ не быть иностранным агентом (не выполнять функции иностранного агента), не иметь задолженностей перед бюджетами разных уровней и оказывать общественно полезные услуги (либо же реализовывать определенные проекты с использованием грантовой поддержки).

Весьма закономерным вопросом является вопрос о приоритетных направлениях деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг. Что относится к таковым?

Полный перечень непосредственно направлений деятельности Вы сможете найти в Постановлении Правительства РФ от 27 октября 2016 г. N 1096 «Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания». Среди прочего следует выделить наиболее популярные сферы:

  • Социальное обслуживание на дому (в том числе в стационарной и полустационарной формах);
  • Содействие в вопросах трудоустройства;
  • Реабилитация и социальная адаптация инвалидов и детей–инвалидов;
  • Медицинская и социальная помощь обучающимся;
  • ДПО граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе услуги обучения навыкам компьютерной грамотности;
  • Профилактика социально значимых заболеваний, курения, алкоголизма, наркомании;
  • Медицинское и социальное сопровождение лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями, и лиц, нуждающихся в медицинской паллиативной помощи, а также лиц с алкогольной, наркотической или иной токсической зависимостью;
  • Физическая культура и спорт;
  • Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • Профилактика социального сиротства;
  • Социальная адаптация детей, оставшихся без попечения родителей;
  • Оздоровление детей и организация их отдыха;
  • Развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов российской федерации, социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;
  • Оказание помощи семье в воспитании детей;
  • Иные направления деятельности по Постановлению Правительства РФ.

Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что спектр социально значимых направлений деятельности весьма широк, в связи с чем практически каждая некоммерческая организация может адаптировать свою деятельность под вектор исполнения общественно полезных услуг. 

Процедура признания СО НКО исполнителем общественно полезных услуг

Для того, чтобы попасть в реестр некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг — Вашей организации надлежит получить заключение о соответствии качества оказываемых ею услуг. Данное заключение выдается различными государственными органами, осуществляющими оценку качества общественно полезных услуг.

В зависимости от компетенции подобное заключение может быть выдано как федеральными органами государственной власти, так и их территориальными управлениями в субъектах Российской Федерации, либо же непосредственно органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На сегодняшний день предусмотрено следующее распределение полномочий между вышеупомянутыми категориями органов государственной власти, которые дают оценку качества общественно полезных услуг:

  • 1) Если СО НКО оказывает общественно полезные услуги на территории более 50% субъектов России и получают поддержку из федерального бюджета — следует обращаться в федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;

Соответственно, к таким органам относятся Министерство труда России, Министерство образования и науки России, Министерство культуры России, Роспотребнадзором (территориальным органом Роспортебнадзора), Министерство юстиции России (территориальным органом Минюста России), Министерство здравоохранения России, Ростуризмом, Рособрнадзором, Министерство спорта России, ФАДН России.

  • 2) В случае иных СО НКО — следует обращаться в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ.

Сразу стоит оговориться, что в случае направления запроса на выдачу заключения в орган, к чьей компетенции не отнесено выдача разрешения — данный орган обязан перенаправить запрос в надлежащий орган. 

Что касается самого запроса, то оно подается в форме соответствующего заявления по форме. В свою очередь заявление должно отвечать следующим требованиям:

  • Составлено в письменной форме;
  • Содержать наименование услуг, оказываемые со НКО;
  • Содержать обоснование соответствия оказываемых организацией услуг критериям оценки качества общественно полезных услуг;

Также следует отметить, что можно приложить документы, которые обосновывают соответствие оказываемых СО НКО услуг установленным критериям оценки качества. Так в качестве таких подтверждающих документов могут быть различного рода справки, характеристики, экспертные заключения, заключения общественных советов при заинтересованных органах и так далее.

Помимо всего прочего, Вам следует к заявлению также приложить документы, подтверждающие отсутствие задолженностей перед бюджетами разных уровней в части налогов и сборов. 

Результатом рассмотрения Вашего запроса является выдача соответствующего заключения. В соответствии с нормами действующего законодательства срок рассмотрения заявления составляет 30 дней со дня поступления в орган запроса о выдаче заключения.

Тем не менее, срок можется быть продлен еще на 30 дней, если компетентный орган примет решение направить запрос в другие органы для получения дополнительной информации. Безусловно, о продлении срока компетентный орган обязан предупредить некоммерческую организацию в срок, не превышающий максимально допустимый для рассмотрения соответствующего заявления.

Отказы СО НКО в выдаче заключения

Рассуждая о порядке выдачи заключения, нельзя миновать вопрос оснований для отказа в выдаче последнего. Так, на сегодняшний день законодательство содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче заключения. Итак, такими основаниями могут быть

  • Общественно полезные услуги не соответствуют установленным требованиям к их содержанию (объем, сроки, качество предоставления);
  • Отсутствие у лиц, непосредственно задействованных в исполнении общественно полезной услуги, необходимой квалификации, либо недостаточность количества лиц, у которых есть необходимая квалификация;
  • Наличие в течение последних 2 лет жалоб на деятельность организации;
  • Уровень открытости и доступности информации об организации не соответствует установленным требованиям;
  • Наличие в течение последних 2 лет информации об организации в реестре недобросовестных поставщиков в рамках исполнения государственных контрактов;
  • Имеются задолженности по налогам и сборам или же иным обязательным платежам;
  • Предоставлены недостоверные документы, либо документы, оформленные ненадлежащим образом.

НКО после получения заключения о соответствии качества ОПУ

Как только Вы получили соответствующее заключение от компетентного органа, Вам надлежит обратиться с заявлением о признании Вашей социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг в Министерство юстиции Российской Федерации либо его территориальный орган (в зависимости от компетенции).

Тем не менее, компетенция распределяется между Минюстом и его территориальными органами следующим образом. Министерство юстиции Российской Федерации принимает решение о признании общественно полезным услуг таких организаций, как:

  1. Общероссийских общественных организаций;
  2. Общероссийских общественных движений;
  3. Торгово-промышленных палат РФ;
  4. Централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории 2 и более субъектов РФ.

В свою очередь территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации принимают аналогичные решения в адрес таких организаций, как:

  1. Межрегиональных, региональных и местных общественных организаций и движений;
  2. Региональных отделений международных, общероссийских и межрегиональных общественных организаций и движений;
  3. Местных религиозных организаций;
  4. Централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта РФ;
  5. Религиозных организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями;
  6. Иных НКО, в отношении которых действует специальный порядок государственной регистрации. Необходимые документы для подачи в Министерство юстиции РФ (или его территориальный орган).

Документы для внесения НКО в список исполнителей общественно полезных услуг

  1. Заявление о признании некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг по форме (саму форму можно найти на сайте Правительства в тексте соответствующего постановления);
  2. Заключение о соответствии качества оказываемых некоммерческой организацией общественно полезных услуг установленным критериям оценки качества.

Напомним, что взаимодействие при подаче документов с Минюстом на сегодняшний день осуществляется одним из 4 способов:

  • Почтовым отправлением с описью вложения;
  • Представлены непосредственно руководителем НКО;
  • Представителем по доверенности;
  • Направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью (ЭЦП).

Решение о признании СО НКО исполнителем общественно полезных услуг принимается в течение 5 рабочих дней со дня поступления пакета документов в Минюст (или его территориальный орган). Уведомления заявителя о принятии положительного решения либо об отказе в признании НКО исполнителем ОПУ направляется в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения.

Решение о признании СО НКО

Срок признания НКО исполнителем общественно полезных услуг

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации некоммерческая организация признается Минюстом России либо его территориальным органом исполнителем общественно полезных услуг и включается в реестр некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг сроком на 2 года.

По истечении 2 лет со дня включения в реестр и получения статуса исполнителя общественно полезных услуг НКО исключается из указанного реестра и де-юре прекращает быть исполнителем ОПУ.

Причины отказа включения НКО в реестр исполнителей общественно полезных услуг

Так, обратившись к понятию исполнителя общественно полезных услуг, мы закономерно найдем одно из ключевых оснований — НКО включена в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента. Двумя другими основаниями являются.

  • Непредставление собственно заявления о признании НКО исполнителем ОПУ либо же заключения компетентного органа, о котором шла речь выше;
  • Представление документов, содержащих недостоверные сведения, либо документов, оформленных в ненадлежащем порядке.

Повторное признание организации исполнителем общественно полезных услуг в упрощенном порядке

На сегодняшний день такая возможность предусмотрена законодательством РФ. По истечении 2 лет со дня включения в реестр — Вашу организацию исключают из него. При повторном обращении Вы обязаны предоставить лишь заявление о признании организации исполнителем общественно полезных услуг. При повторном признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг представление заключения о соответствии качества услуг установленным критериям не требуется.

К слову, данное заявления должно быть направлено в 30-дневный срок со дня истечения срока в 2 года.
Что дает некоммерческой организации статус исполнителя общественно полезных услуг

Завершая разговор о некоммерческих организациях — исполнителях общественно полезных услуг, может возникнуть весьма закономерный вопрос зачем Вашей некоммерческой организации такой статус.

Плюсы нахождения НКО в реестре ОПУ

Пребывание в статусе исполнителя общественно полезных услуг позволяет претендовать на получение мер поддержки от государства и общества (в лице грантовых фондов), имея за спиной весьма весомый аргумент. Данный статус фактически является «сертификатом качества» ее деятельности. Иными словами, включение в реестр означает, что Ваша некоммерческая организация не имеет жалоб и нареканий со стороны тех, кому социальные услуги оказываются, используется полученные в рамках гранта средства по целевому назначению, а главное эффективно.

  • В случае, если Ваша НКО пожелает участвовать в последующих конкурсах на получение грантов и иных мер поддержки — данный факт сыграет Вам на руку и позволит с большей долей вероятности получить заветные меры поддержки.

Для подобных НКО-исполнителей общественно полезных услуг предусмотрено предоставление государственными организациями телерадиовещания и печатных изданий бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади. И, наконец, данные некоммерческие организация вполне обоснованно могут претендовать на получение от государства или муниципалитета помещений или земельных участков в безвозмездное пользование для осуществления своей деятельности и реализации задуманных проектов.

Резюмируя все вышеизложенное, следует акцентировать Ваше внимание на нескольких ключевых моментах. Во-первых, признание социально ориентированной НКО исполнителем общественно полезных услуг является весьма значимым и ответственным шагом практически для любой некоммерческой организации, поскольку пребывание в указанном статусе означает наличие доверия как со стороны обществе и отдельных граждан, так и со стороны государства. Во-вторых, процедура признания НКО исполнителем ОПУ состоит из нескольких этапов, включая получение специального заключения от компетентных органов государственной власти.

Мы рекомендуем Вам подойти с максимальной долей внимания и ответственности к составлению всех необходимых документов. Кроме того, следует не забывать о том, чтобы деятельность Вашей некоммерческой организации была чистой и прозрачной, отсутствовали долги перед бюджетами различных уровней. Данного результата можно достичь за счет грамотного юридического и бухгалтерского сопровождения деятельности НКО. Так или иначе, специалисты Партнер НКО всегда готовы помочь Вам с любым юридическим и бухгалтерским вопросом, а также принять Вашу организацию на полное сопровождение, что, безусловно, избавит Вас от лишней головной боли!

Ваш Партнёр НКО!


Остались вопросы?

Пишите или звоните!

8 (495) 003-45-71 (МСК), 8 (812) 629-00-03 (СПБ), 8 (800) 100-60-71 (по России).

Вебинары НКО — 25 часов, с онлайн разбором ваших кейсов.
Конференция НКО — Общероссийский форум по развитию НКО.
Форум НКО — крупнейшее сообщество НКО в России.


Вам также может быть интересно:

Оставить комментарий

22.11.2022 Сергей
Здравствуйте! Обязательно ли НКО должна участвовать в Грантах?

Ответ Юриста НКО: Добрый вечер! Нет. Участие добровольное.
Карта

Оставьте свои данные и наш специалист свяжится с вами.