• Регистрация НКО - 19500 рублей.
  • Бух.учет от 2000 р. в месяц.
  • - ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!
  • При поддержке Общероссийской организации
    "Партнер"

Наталья Грунская Руководитель юристов
Высшая компетенция НКО

Архитектура НКО — 39 500 руб.
Реорганизация НКО от 55 500 руб.
Сами готовим, подаем и получаем документы
Позвонить: 8(800)100-60-71
АНО Минюст новое НКО

Правовая экспертиза документов АНО в Минюсте

Особенности правовой экспертизы документов заключаются в детальной юридической проверке документа с целью выявления нарушений законодательства, а также приведении документа к надлежащему виду и содержанию, для предотвращения неблагоприятных последствий для заинтересованных сторон в соответствие с действующим законодательством.

В рамках проведения юридической экспертизы документов проверяется соответствие внешнего и внутреннего оформления документов требованиям, установленным законом.

Вовремя и грамотно проведенная правовая экспертиза документа позволит избежать нежелательных последствий, которые могут возникнуть в случае подписания непроверенных документов.

В результате правовой экспертизы устанавливается не противоречат ли, поданные документы для государственной регистрации нормам российского законодательства. Экспертизу проходит каждый из представленных документов для государственной регистрации Автономной Некоммерческой Организации (Устав, Протокол, Заявление Р11001, Квитанция об оплате государственной пошлины).
Проверяется на уникальность наименование Автономной Некоммерческой Организации. Также наименование организации проверяется на соответствие нравственности и соответствия нормам русского языка.

Законодательством Российской Федерации запрещается создание и деятельность АНО цели действия, которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целост¬ности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.

Правовая экспертиза документов АНО в Минюсте

Правовая экспертиза документов на регистрацию АНО в Минюсте

Решения Минюста

Правовая экспертиза документов АНО в Минюсте

Для того, чтобы Автономная некоммерческая организация была зарегистрирована в качестве юридического лица, необходимо пройти ряд этапов.

Первый этап — это подготовка уставных документов АНО. Ранее в статьях обсуждалось, какие документы должны быть подготовлены для того, чтобы Автономная некоммерческая организация была зарегистрирована.

Каким способом можно направить документы на регистрацию в Министерство Юстиции? Что с ним происходит дальше? Давайте разбираться!

После того, как все документы на регистрацию готовы, необходимо их подписать и далее определиться со способом подачи.

На сегодняшний день существуют два способа подачи документов в Минюст на регистрацию АНО:

  1. С использованием бумажного документооборота.  Этот способ наиболее всем известный. Это очная подача документов или по почте России. В случае очной подачи документов, заявитель может как самостоятельно передать документы в Минюст на регистрацию, или же оформить нотариальную доверенность на наших сотрудников, и мы по доверенности самостоятельно подадим и получим документы в Минюсте.  Доверенность можно оформить вместе с нами у ближайшего нотариуса.
  2. С использованием электронного документооборота. Можно подать документы на регистрацию в Минюст с использованием ЭЦП (Электронной цифровой подписи). Подать документы можно через сайт Гос. Услуг. Однако недостаточно просто отсканировать уставные документы и отправить их скан в Минюст. Через специальную программу формируется, так называемый, транспортный контейнер. В данную программу мы подгружаем сканы уставных документов, формируем их в единый файл и подписываем ключом ЭЦП. Далее транспортный контейнер через личный кабинет заявителя на гос. Услугах отправляем документы в минюст. Получить документы в Министерстве Юстиции уже зарегистрированной Автономной некоммерческой организации учредителю нужно будет самостоятельно.

Из минусов такой подачи, это то что результатом такого рассмотрения документов будет являться или положительное решение, или отказ в государственной регистрации. Отправить документы на доработку, или на исправление отдельных положений конкретного документа специалистам Минюста не разрешено, в отличие от случая личной подачи документов.

Несомненно, есть и плюсы.

Во-первых, в случае электронной подачи документов не требуется оплачивать государственную пошлину и заверять документы у нотариуса, а это экономия порядка 9000 рублей.

 Во-вторых, Минюст регионов постоянно возвращает документы на доработку, а это значит, что при повторной подачи не потребуется снова оплачивать гос. пошлину, как этот было бы с личной подачей.

Правовая экспертиза документов на регистрацию АНО в Минюсте

После поступления документов на рассмотрение в Минюст они распределяются между сотрудниками. Если подача была личной, то сразу в Минюсте Вы получаете на руки расписку о получении документов. Расписка содержит в себе входящий номер и перечень документов, который был предоставлен на регистрацию. Если же документы были направлены на регистрацию через портал гос. услуг, то расписка придет на электронную почту заявителя. У сотрудника Министерства Юстиции есть 14 рабочих дней на рассмотрение уставных документов АНО и проведения правовой экспертизы.

В целом правовая экспертиза уставных документов АНО представляет собой комплексно проверку уставных документов Автономной некоммерческой организации на соответствие действующему законодательству. Отдельно рассматривается каждый документ. Проверяется не только его содержание, но и оформление, общий вид документов.

На регистрацию АНО в Минюст направляется следующий список документов:

  1. Устав Автономной некоммерческой организации (в 3 экземплярах)
  2. Протокол Собрания учредителей или Решение единственного учредителя (в зависимости от количества учредителей документы называются по-разному).
  3. Заявление по форме Р11001 (1 экземпляр нотариально заверенный и 1 в простой письменной форме)
  4. Документы, на юридический адрес Автономной некоммерческой организации (как правило, это гарантийное письмо и выписка из Единого государственного реестра недвижимости).
  5. Квитанция об оплате государственной пошлины в размере 4 000 рублей

Каждый из указанных выше документов проходит доскональную правовую экспертизу.

В результате рассмотрения документов на регистрации Минюст может вынести положительно решение о регистрации АНО, приостановку или отказ в государственной регистрации. Давайте разберемся, что значит каждый из этих решений.

Решения Минюста

Итак, в результате рассмотрения документов на первичную регистрацию Автономной некоммерческой организации Минюст может вынести следующие решения:

  1. Положительное решение  о регистрации Автономной некоммерческой организации. В результате такого решения Специалист Минюста передает уставные документы в Управление Федеральной налоговой службы для прохождения дальнейшей регистрации АНО и внесения сведений об Автономной некоммерческой организации в Единый государственной реестр юридических лиц.  Данную процедуру регламентирует пункт 20 Приказа Минюста России от 30.12.2011 N 455 (ред. от 21.11.2017) «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческой организации»;
  2. Отказ в государственной регистрации Автономной некоммерческой организации. В результате получения отказа в гос. регистрации документы на регистрацию Автономной некоммерческой организации могут быт направлены повторно на регистрацию в Минюст при условии устранения всех замечаний, указанных в отказе. Положения об отказе содержатся в пунктах 48 и 50 Административного регламента;
  3. Также может быть вынесено Решение о приостановлении. Приостановление выносится в предоставления документов для прохождения правовой экспертизы АНО в не надлежащем виде. Например, при составлении документов на регистрацию АНО были допущены технические ошибки. Решение о приостановлении государственной регистрации АНО регламентирует пункт 48 Административного регламента;

За последние годы Решение о приостановлении регистрации АНО выносятся Минюстом все реже, а вот отказы в государственной регистрации более часто. Для учредителя это несменный минус, так как новая подача сопровождается повторной оплатой государственной пошлины в размере 4000 рублей, а также повторной оплатой услуг нотариуса, так как документы должны быть заверены надлежащим образом.

Однако, можно избежать повторной оплаты гос. пошлины и заверения документов у нотариуса, если подать документы на регистрацию через сайт гос. услуг.

В Москве АНО проходит регистрацию в 98% случаев, чего нельзя сказать о регионах. В Минюстах регионов специалисты зачастую пишут отказы, или просят написать заявление о оставлении документов без рассмотрения. Они устно называют причины возврата, и документы направляются повторно. Сроки регистрации при этом исчисляются заново.

Практику написания таких заявлений мы не одобряем, так как в результате устранения устных замечаний, документы могут попасть к другому специалисту, который будет иметь уже совершенно другие замечания, а законно обосновать устранение прошлых замечаний мы не сможем, так как на руках нет официального отказа с названными нарушениями. Также нет никакой гарантии, что специалист назвал полный перечень недочетов.

Часто, особенно в регионах, Минюст пишет отказы, которые совершенно противоречат действующему законодательству. Устав АНО, который проходит успешно правовую экспертизу в Москве, может быть не зарегистрирован в Минюсте другого региона. Это очень частая практика, так как законодательство о Некоммерческих организациях не идеально, и имеет очень много пробелов. Также специалисты часто пишут основания для отказа, которые противоречат действующему законодательству, в результате чего составляются жалобы в Министерство Юстиции России.

Так какие же положения в документах на государственную регистрацию АНО могут на пройти правовую экспертизу в Минюсте?

Вариантов отказа в прохождении правовой экспертизы может быть много, давайте рассмотрим основные моменты.

Отказ в регистрации можно получить в результате неверно составленного наименования. К наименованию Автономной некоммерческой организации выдвигается ряд требований. Требования к наименованию АНО содержатся в Гражданском кодексе, а также в Федеральном законе от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О некоммерческих организациях». Так Минюст может отказать в регистрации, если ранее уже зарегистрирована Автономная некоммерческая организация с таким же наименованием. То есть при подготовке документов использовалось не уникальное наименование АНО. Уникальность наименования АНО Вам поможет проверить юрист при подготовке документов. Отказ может быть вынесен в случае, если наименование АНО противоречит Федеральному закону «О государственном языке Российской Федерации» от 01.06.2005 N 53-ФЗ, если наименование АНО оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.

Минюст может не пропустить документы, в случае если в наименовании АНО не раскрыт характер деятельности, или отсутствует указание на организационно-правовую форму, то есть не содержит в себе слов - Автономная некоммерческая организация. Или же если в наименовании АНО используется личное имя гражданина или часть наименования другого юридического лица без их согласия. Согласие оформляется в нотариальном порядке.

Отказано может быть в том случае, если характер деятельности АНО, указанный в наименовании Автономной некоммерческой организации, не будет совпадать с целями и предметом деятельности, которые будут предусмотрены уставом Автономной некоммерческой организации. Основанием для отказа может быть использование в наименовании АНО иностранных слов. Подробно с требованиями к наименованию некоммерческих организаций, в том числе и Автономной некоммерческой организации можно ознакомиться в статье.

Документы на регистрацию АНО могут не пройти правовую экспертизу в Минюсте в случае, если документы на регистрацию Автономной некоммерческой организации противоречат основам конституционного строя Российской Федерации.

Или же, если представленные документы на государственную регистрацию Автономной некоммерческий организации оформлены в ненадлежащем порядке или направлены не в полном объеме или в не надлежащий орган. Например, через гос. услуг подали документы не в то территориальное подразделение Министерства Юстиции. Или среди всех документов отсвет какой –либо, скажем протокол или Решение об учреждении АНО.

Оснований для отказа в регистрации огромное, огромное количество. Подробно со всеми основаниями для отказа в регистрации можно ознакомиться в нашей статье.

Для подготовки документов и успешной регистрации АНО в Минюсте нужны очень обширные знания законодательства в сфере НКО. Также очень важна практика в регистрации Некоммерческих организаций и опыт взаимодействия с Минюстом.


Остались вопросы?

Пишите или звоните!

8 (495) 003-45-71 (МСК), 8 (812) 629-00-03 (СПБ), 8 (800) 100-60-71 (по России).

Вебинары НКО — 25 часов, с онлайн разбором ваших кейсов.
Конференция НКО — Общероссийский форум по развитию НКО.
Форум НКО — крупнейшее сообщество НКО в России.


Оставить комментарий

Карта

Оставьте свои данные и наш специалист свяжится с вами.