Регистрация фонда
Некоммерческий фонд: регистрация, особенности при создании и деятельности
- Что такое фонд в России?
- Главные отличительные особенности фонда?
- Регистрация фонда. Что для этого необходимо?
- Как функционирует некоммерческий фонд, особенности его деятельности.
- Особенности регистрации Благотворительного Фонда.
Что такое фонд в России?
Главные отличительные особенности фонда?

Регистрация фонда. Что для этого необходимо?
Инструкция по регистрации некоммерческого фонда
- один учредитель
- два человека для высшего органа управления
- два человека для Попечительского совета
- кто будет руководителем (директором, президентом, председателем)
- кто будет ревизором фонда, который не имеет права входить в другие органы фонда
- юридический адрес (гарантийное письмо от собственника офиса или квартира в собственности одного из учредителей)
- Устав - 3 экземпляра;
- Протокол -2 экземпляра;
- Заявление - 1 экземпляр заверенное у нотариуса
- Заявление - 1 экземпляр подписывает заявитель (без нотариального заверения)
- Гарантийное письмо - 1 экземпляр (в зависимости от адреса)
- Копия свидетельства о праве на собственности - 1 экземпляр
- Оригинал квитанции об уплате государственной пошлины
- Копия нотариальной доверенности.
- Свидетельство о государственной регистрации Фонда;
- Свидетельство Министерства юстиции о регистрации Фонда;
- Лист записи о внесении записи в ЕГРЮЛ Фонда;
- Выписку из ЕГРЮЛ Фонда;
- Устав Фонда с отметками Министерства юстиции.
Как функционирует некоммерческий фонд? Особенности его деятельности
Получение финансирования на реализацию целей фонда
Перечислю основные источники финансирования фонда начиная с самых популярных:
- Благотворительные пожертвования физических лиц
- Благотворительные пожертвования юридических лиц
- Гранты и целевое финансирование по договорам
- Доход от деятельности приносящей доход
- Пополнение имущества учредителями или участниками фонда
Это основные источники финансирования фонда. Сразу необходимо сказать, что на этапе получения фондом денежных средств, необходимо определить их принадлежность. Определяется она согласно основанию платежа, и соответственно может поступать на определенную программу (целевые средства) или на уставные цели фонда. Поступление на уставные цели фонда, распределяются самим фондом, программа или цели, могут быть выбраны после поступления. Целевые средства поступают изначально на сформированные и часто опубликованные на сайте или сми цели, и потрачены должны быть именно на эти цели.
В случае с Грантами и целевым финансированием по договорам, описывается не только куда должны быть потрачены денежные средства, но и как. Вплоть до указания контрагентов и конкретных получателей.
Далее фонд разрабатывает мероприятия, которые должны были бы привлечь это самое финансирование. На первом этапе фонд финансируют учредители, за счет этих денежных средств уже формируются следующие мероприятия:
- Создание сайта Благотворительного фонда, с описанием деятельности и целей. В доступной форме стараемся донести, что фонд уже сделал и что хочет сделать.
- На созданном сайте создается страничка с платежными реквизитами фонда и блок для моментальных благотворительных платежей (начиная от пластиковых карт и заканчивая всеми видами электронных валют)
- Проводятся мероприятия, которые привлекают внимание к фонду, к проблеме, которую он старается решить.
- Размещение благотворительных ящиков, например возле касс магазинов или в торговых центрах.
- Привлекаются волонтеры и лица, готовые оказать содействие фонду делом.
- После года успешной деятельности фонд готовится к участию в грантах.
- Проводятся переговоры с крупными коммерческими и некоммерческими организациями по вопросам целевого финансирования фонда или совместной реализации общих задач.
Не обязательно прям сразу решать все эти задачи, определяются на взгляд учредителей самые интересные и перспективные, после чего с них и начинают.
Распределение собранных средств фондом
Сразу стоит сказать, что благотворительные фонды подчиняются закону о благотворительной деятельности. Не менее 80% полученных пожертвований они обязаны перечислить согласно уставным целям, например на помощь. До 20% разрешается потратить на административно-хозяйственные расходы:
- Зарплата директора и персонала
- Страховые взносы с зарплаты
- Аренда офиса и расходы связанные с его содержанием
- Бухгалтерские и юридические расходы
- Комисиии банка, связанные с обслуживанием расчетного счета
- прочие административно хозяйственные расходы
В случае, если административно-хозяйственные расходы составляют более 20%, учредителям рекомендуется пополнить имущество организации. Учредители вносят собственный денежные средства с основанием "Взнос учредителя на пополнение имущества организации". Это внесение не является благотворительным взносом, и может быть полностью потрачено на административно-хозяйственные расходы. Важно помнить, что сделать его могут только учредители фонда.
Прочие фонды, такие как фонды развития или фонды защиты, не подчиняются закону о благотворительной деятельности. Для них важно, чтобы средства были полностью потрачены в рамках уставной деятельности фонда, на целевые расходы.
Отслеживание целевого использования полученных средств
Главная роль фонда в реализации программ, сбор и распределение денежных средств. Непосредственно программу реализуют другие формы НКО или коммерческие организации, чаще всего АНО.
С коммерческими организациями фонд заключает классический договор на оказание услуг или поставку товара, после чего фонд контролирует выполнение договорных обязательств и получение актов и товарных накладных. Стоит заметить, что для коммерческой организации, полученные денежные средства будут являться выручкой. С выручки коммерческая организация заплатит налоги, что косвенно может понизить эффективность программы.
С НКО чаще заключаются некоммерческие договора:
- договор целевого финансирования
- договор о совместной некоммерческой деятельности
- договор содействия
Суть данных договор заключается в том, что денежные средства передаются другой НКО, которая, в рамках своей уставной деятельности, помогает фонду реализовать программу.
В таких договорах часто присутствует график платежей, смета и по итогу предоставляется акт о целевом использовании полученных средств. Фонд на всем протяжении договора контролирует использование денежных средств, путем проверки финансовой документации НКО:
- платежных поручений
- актов выполненных услуг
- товарных накладных
- зарплатных ведомостей
- расчетных листов по налогам
- кассовые чеки
- любую другую документацию, подтверждающую расходы
Денежные средства фонда, которые получила НКО, не признаются выручкой и не облагаются налогами. Это позволяет без лишних потерь реализовать программу.
Отчетность фонда и аудит
Фонд сдает отчеты как и прочие НКО, ежеквартально! Важнейшим отчетом, является отчетность в Минюст. Без нее фонд могут ликвидировать. Не забудьте про форму №6 О целевом финансировании.
Важным отличием является то, что фонды подлежат обязательному ежегодному аудиту. Стоимость обязательного аудита высокая, более 20000 рублей, а штраф за его непрохождение составляет от 5000 до 10000 рублей. В связи с этим, большинство маленьких фондов принимают решение не проходить обязательный аудит.
Особенности регистрации Благотворительного Фонда
Остался вопрос? Звоните!
8-495-0034571 (МСК), 8-812-6290003 (СПБ), 8-968-8783899 (по России).
Или пишите ниже публичные комментарии, всем ответим.
Похожие материалы:
- Вступительное слово
- Что такое фонд
- Благотворительный фонд
- Территориальная сфера деятельности фонда
- Наименование фонда
- Адрес фонда
- Структура управления фонда
- Устав фонда
- Составление протокола фонда
- Заявление на регистрацию фонда
- Правовая экспертиза документов фонда
- Получение документов фонда
- Попечительский совет фонда
- Отличие фонда от благотворительного фонда
- Эндаумент-фонд НКО
- Пожертвования НКО