• Регистрация НКО - 19500 рублей.
  • Бух.учет от 2000 р. в месяц.
  • - ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!
  • При поддержке Общероссийской организации
    "Партнер"

Руководитель юристов
Высшая компетенция НКО

Архитектура НКО — 39 500 руб.
Реорганизация НКО от 55 500 руб.
Сами готовим, подаем и получаем документы
Позвонить: 8(800)100-60-71
льготы для НКО развитие НКО

Государство и НКО: поддержка, контроль и партнерство в 2024 году

Как взаимодействуют органы власти и некоммерческие организации? Мы постараемя разъяснить, на какую поддержку государством вашей НКО можно рассчитывать и какие требования обязательны к исполнению, а также расскажем о способах партнерства государства и НКО.

Желание граждан достичь социальных, культурных, образовательных, благотворительных целей воплощается в создании НКО. В данном случае акцент сделан на помощи обществу, создании социально значимых проектов, способных сделать жизнь граждан комфортнее. Вместе с этим,  НКО не могут существовать без взаимодействия с органами власти в современном правовом поле.

  1. Механизм взаимодействия НКО и государства
  2. Контроль за деятельностью НКО
  3. Поддержка СОНКО государством
  4. Партнерство НКО и государства

Механизм взаимодействия государства и некоммерческих организаций

Взаимодействие НКО с государственными органами прослеживается на этапе регистрации данных юридических лиц, которую осуществляет Министерство юстиции – федеральный орган исполнительный власти, совместно с налоговым органом, который в течение 5 рабочих дней после получения необходимых документов от Министерства юстиции, вносит соответствующую запись в единый государственный реестр юридических лиц. Министерство юстиции в течение месяца (данный срок может варьироваться в зависимости от регистрируемой организационно-правовой формы НКО) проверяет полученные документы на соответствие действующему законодательству. Особое внимание на данном этапе, министерство уделяет аспекту, связанному с тем, чтобы цели НКО не были связаны с осуществлением экстремисткой деятельности, которая может нанести большой урон национальной безопасности.

Возникает вопрос, какова судьба тех НКО, деятельность которых после государственной регистрации связана с экстремизмом?

В данном случае суд принимает решение о ликвидации таких НКО по основаниями, предусмотренным ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности». На данном этапе можно проследить осуществление контроля органом власти – Министерством юстиции за деятельностью НКО. Такой вид взаимоотношений между указанными субъектами будет подробнее раскрыт далее. 

Однако согласно закону «Об общественных организациях» как органы власти не могут вмешиваться в деятельность общественных организаций, так и наоборот. Возникает вопрос, как могут взаимодействовать данные субъекты, если у каждого из них есть своя сфера работы, которые разграничены? Законодатель установил некоторые исключения. Так, органы государственной власти могут помогать общественным организациям в развитии их деятельности, предоставлять различные льготы и субсидии, а также охранять законные права и интересы. В данном случае отграничение деятельности вышеперечисленных субъектов связано с тем, что никто из них не может навязать свои собственные идеи, изменять порядок осуществляемо ими деятельности, а также ухудшать положение и репутацию друг друга в обществе. В этом случае подчеркивается самостоятельность, как органов власти, так и общественных организаций.

Однако закон позволяет первым из перечисленных субъектов оказывать поддержку вторым только на «внешнем уровне», не вмешиваясь при этом в их деятельность. Данный пример показывает, что у каждой НКО есть свои особенности, касающиеся не только внутренней организации юридического лица, но и взаимодействия с органами власти.

Рассмотрим общие правила взаимодействия органов государственной власти с НКО.

Для начала, необходимо указать, что взаимодействие НКО с органами власти осуществляется на следующих уровнях:

  • федеральном;
  • региональном;
  • муниципальном.

На федеральном уровне нет специального законодательства, регламентирующего взаимодействие органов государственной власти с НКО. Однако, на региональном уровне такие законы существуют. В пример можно привести Закон Архангельской области «О взаимодействии органов власти Архангельской области и некоммерческих организаций». Помимо форм взаимодействия в данном документе закреплены его цели и принципы. 

Можно перечислить следующие цели:

  • создание общественного наблюдения за деятельностью органов власти;
  • обеспечение НКО условиями для совершенствования и развитии их деятельности;
  • развитие гражданского общества;
  • создание нормативно-правовой базы для мотивирования граждан создавать НКО. 

Взаимодействие органов государственной власти должно осуществляться на закрепленных законом принципах. В рамках данного правового акта необходимо выделить следующие принципы:

  • партнерского взаимодействия;
  • гласности;
  • ответственности субъектов, за осуществляемую ими деятельность;
  • целевого выделения денежных средств органами власти для НКО;
  • самостоятельности субъектов в осуществляемой ими деятельности, за исключением случаев предусмотренных действующим законодательством. 

В главe IV ФЗ "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 № 7-ФЗ закреплены нормы, посвященные поддержке НКО и контролю за их деятельностью. Из чего, следует, что основные виды взаимодействия НКО с органами власти, необходимо разделить на две группы.

Контроль за деятельностью НКО

К первой группе относятся такие виды, при которых государство осуществляет контроль за деятельностью НКО, заключающиеся в следующем:

  • НКО обязаны вести бухгалтерский учет и статистическую отчетность, которые предоставляет соответствующим государственным органам (подробнее - в разделе Бухгалтерский учет НКО)
  • НКО обязаны предоставлять информацию о том, как расходуется бюджет организации и используется имущество;
  • НКО обязаны каждый год опубликовывать в информационной сети «Интернет» данные о своей деятельности;
  • Государственные органы уполномочены на проведение внеплановых проверок НКО.

При осуществлении своей деятельность, государственные органы должны действовать в пределах своих полномочий. Законом, который защищает права НКО, является Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Поддержка социально ориентированных НКО государством

Вторая группа включает такие виды взаимодействия, при которых государство и НКО имеют партнерские отношения, посредством которых данные субъекты оказывают помощь и поддержку друг другу, а именно:

  • экономическую поддержку НКО (выделяют гранты, льготы на аренду помещений и коммунальных платежей);
  • информационную поддержку НКО (размещение органами власти субъектов РФ информации о деятельности НКО, их реализованных проектах, достигнутых целях).

Вместе с этим, законодатель обращает особое внимание на социально ориентированные НКО, для которых оказывается дополнительная поддержка со стороны государства согласно ФЗ «О НКО». 

Такие НКО имеют статус общественно полезных организаций на федеральном уровне, что подчеркивает их большую значимость для всего общества. Социально ориентированные НКО помогают не только отдельным субъектам РФ, но и всему государству в решении  общественно значимых задач. 

В свою очередь, социально значимые НКО должны соблюдать определенные условия, а именно, осуществлять конкретные виды деятельности, закрепленные в ст. 31.1. ФЗ «О НКО». Данный перечень является открытым, что подразумевает возможность для НКО осуществлять иную деятельность, признанную социально ориентированной иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. 

Примерами социально ориентированных НКО являются организации, выполняющие следующие виды деятельности:

  • социальное обслуживание граждан;
  • оказание помощи пострадавшим в стихийных бедствиях; 
  • охрана окружающей среды;
  • благотворительность;
  • образовательная деятельность.

Несмотря на особый статус социально ориентированных НКО государственные органы не дают им льгот при осуществлении функций по контролю за деятельностью данных юридических лиц. Однако, как было сказано раннее, для социально ориентированных НКО предоставляется дополнительная поддержка, отличная от других НКО, которая оказывается на федеральном, региональном и местном уровнях власти.

В 2017 году в силу вступило распоряжение Правительства № 1284-р, регламентирующее показатели, на основе которых можно установить на каком месте находится регион по итогам исполнения механизмов поддержки социально ориентированных НКО. Учитываются такие показатели, как: 

  • количество муниципальных районов и городских округов способствующих поддержке и развитию социально ориентированных НКО;
  • доля бюджетных средств региона, направляемая на субсидирование социально ориентированным НКО;
  • количество социально ориентированных НКО.

Каждый год Минэкономразвития РФ публикует рейтинг субъектов по итогам вышеуказанным показателям. Вместе с этим, чтобы итоги данного рейтинга были честно подведены, опубликовывается анализ результатов, в котором подробно описываются используемые показатели при определении места региона, источники из которых они были получены, каким образом переводились показатели в места в рейтинге. Такая система повышает уровень доверия к государству, как регионов, так и социально ориентированных НКО. Последние, из которых, наблюдая за такой деятельность, хотят в дальнейшем взаимодействовать с органами государственной власти, планируя создавать с ними партнерские отношения. 

Распоряжение Правительства № 1284-р не содержит положения о наградах для лучших регионов. В данном случае регионы действуют на безвозмездной основе и в добровольном порядке. Такая деятельность направлена не только на помощь существующим социально ориентированным организациям, но и оказывает благоприятный эффект на развитие гражданского общества, способствует созданию новых социально ориентированных организаций, которые в свою очередь желают, чтобы регион в котором они действуют, был лучшим по стране. 

На федеральном уровне:

  • субсидирование научно-исследовательских работ, направленных на развития социально ориентированных НКО за счет федерального бюджета;
  • освещение в СМИ информации о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций.

На региональном уровне:

  • оказание помощи в развитии межрегионального сотрудничества социально ориентированных НКО;
  • оказание помощи муниципальным программам поддержки социально ориентированных НКО.

На местном уровне - создание муниципальных программ поддержки социально ориентированных НКО с учетом местных экологических, экономических особенностей муниципалитета.

Партнерство НКО и государства

Обращаясь к законодательству субъектов РФ, следует заметить, что большинство норм посвящены именно партнерским отношениям между НКО и органами власти. К таковым можно отнести:

  1. проведение совместных мероприятий;
  2. разработка социальных программ НКО для населения;
  3. обмен опытом;
  4. сотрудничество НКО и органов власти в решении различных вопросов в рамках своих компетенций;
  5. заключение между собой различных договоров и соглашений.

Также в некоторых регионах НКО вправе участвовать в законотворческой деятельности, которая подразумевает под собой разработку проектов нормативных правовых актов и представление их на рассмотрение государственным органам. Такое положение в законах субъектах подтверждает партнерские отношения между государственными органами и НКО, при которых не только первые из перечисленных субъектов оказывают поддержку для вторых, но и сами НКО могут внести свой большой вклад. В данном случае это касается выполнения правовых задач – разработки новых законов.

Несмотря на особый статус органов власти и их полномочия, при взаимодействии с НКО они не должны нарушать нормы законодательства. Так, согласно ст. 18 ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» на органах государственной власти и местного самоуправления лежит обязанность по реализации защиты и обеспечению законных прав и интересов участников благотворительной деятельности. Более того, органы власти не вправе запрещать каким - либо способом или мешать физическим и юридическим лицам участвовать в таком виде деятельности. Если же органами власти будет совершено такое нарушение, они будут нести ответственность.


Остались вопросы?

Пишите или звоните!

8 (495) 003-45-71 (МСК), 8 (812) 629-00-03 (СПБ), 8 (800) 100-60-71 (по России).

Вебинары НКО — 25 часов, с онлайн разбором ваших кейсов.
Конференция НКО — Общероссийский форум по развитию НКО.
Форум НКО — крупнейшее сообщество НКО в России.


Похожие материалы:

Оставить комментарий

24.10.2023 Анастасия
Здравствуйте! А есть еще какие-то цели деятельности НКО, которые не могут быть одобрены государственными органами и расцениваются как неприемлемые и общественно-опасные?
Ответ специалиста НКО:
Добрый день!
Все цели НКО должны соответствовать Уставу. Это самое важное.
Остались вопросы? Звоните! +7(495)003-45-71
Карта

Оставьте свои данные и наш специалист свяжится с вами.