• Регистрация НКО - 19500 рублей.
  • Бух.учет от 2000 р. в месяц.
  • - ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!
  • При поддержке Общероссийской организации
    "Партнер"

Екатерина Коломенская Юрист НКО
Отдел юр. сопровождения

Юридическое сопровождение НКО от 9 500 руб.
Персональный юрист НКО
Договоры, собрания, положения и т. д.
Консультация и анализ структуры НКО
Позвонить: +7 (495) 003-45-71
развитие НКО юридическое сопровождение НКО

Разработка программ и проектов развития некоммерческих организаций

Программа НКО – очень важный элемент деятельности любой некоммерческой организцаии, вне зависимости от формы и вида. Программу некоммерческой организации принимает высший орган НКО. Она является важнейшим инструментом управления организацией.

ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" от 11.08.1995 N 135-ФЗ обязывает все Благотворительные Фонды разрабатывать и следовать программам деятельности Благотворительного Фонда с прилагающимся к ним финансовым планом, т. е. запланированным бюджетом. 

Многие, – ошибочно, – пренебрегают разработкой программ и планированием бюджета. Часто из-за недостатка информирвования об алгоритме составления программ. Мы разберем основные аспекты работы над программами НКО:

  1. О программе НКО простыми словами
  2. Создание программы НКО
  3. Как составить бюджет НКО
  4. Формула верного бюджета НКО

О программе НКО простыми словами

Цели и задачи программы НКО созвучны целям и задачам устава. Программа уточняет устав. С её помощью высший огран управления НКО конкретизирует задачи организации, количесво ресурсов, которые требуются организации. При этом закон не предусматривает обязательных требований к форме и структуре программ. 

Программа НКО уточняет Устав НКО.

Но есть условное разделение программ по уровням и продолжительности деятельности. 

По уровням различают:

  • международные программы;
  • национальные (федеральные) программы;
  • межрегиональные программы;
  • региональные программы;
  • местные — районные, муниципальные, дворовые программы;
  • программы отдельных организаций и учреждений.

По продолжительности деятельности различают:

  • Долгосрочные программы, которые рассчитаны на один год и более.

Такая программа развития НКО может быть расписана на три года вперед. Организация составляет детальный план действий, описывает возможности привлечения новых жертвователей, расширение целевой аудитории, намечает проведение мероприятий для достижения поставленной цели, составляет смету предполагаемых доходов и расходов организации.

  • Краткосрочные программы, которые имеют одну цель, достижимую в ближайшем будущем.

Это может быть программа помощи конкретоному человеку. К примеру, сбор денег на лечение ребёнка. При этом указываются конкретные меры оказываемой медицинской помощи, стоимость лечения и порядок расходования собранных средств. 

Создание программы НКО

Как составить программу? Есть четыре главных этапа:

Этап первый – погружение в детали:

→ анализ проблемы, на решение которой ориентирована программа;
→ сбор информации о существующей практике решения проблемы;
→ поиск единомышленников и жертвователей. 

Этап второй – разработка:

→ установление целей, задач и методов работы;
→ обсуждение идей и определение ожидаемых результатов.

Этап третий – уточнение:   

→ описание программы; 
→ формирование команды и распределение ответственности; 
→ представление программы партнерам, спонсорам и рекламных материалов СМИ;
→ утверждение программы руководящим органом.

Этап четвёртый – организация деятельности:

→ формирование плана действий; 
→ определение фронта работ и вакансий; 
→ формирование бюджета; 
→ представление программы сообществу, клиентам, целевым группам.

В программе необходимо отразить:

  • Название: краткое и ясное, отображающее направленность организации.
  • Период осуществления программы: указание срока, в который будут достигнуты цели НКО. 
  • Кто утвердил: уполномоченный орган, т.е. высший орган управления НКО (общее собрание, правление, совет и т.д.). 
  • Цели и задачи: конкретные задачи, порядок действий для достижения целей НКО. 
  • Целевую аудиторию: те, чьи интересы затрагивает программа, кому полезна реализация программы НКО. 
  • Способы реализации: технологии, методы, которые используете для достижения поставленных целей и задач; если методы иновационны, требуется объяснить их новизну. 
  • Особенности программы: то, чем программа отличается от других подобных программ, чем она уникальна. 
  • Бюджет: планируемые расходы на ощуществеление проекта. По-просту – смета: рассказ о том, какие финансовые ресурсы необходимы для реализации программы, а также о том, какие средства у вас есть и сколько ещё требуется. 
  • Ожидаемый результат: указание изменений, котоые появятся благодаря осуществлению программы НКО. 

А также: 

  • Какие изменения произойдут в обществе, в жизни людей в связи с достижением цели программы;
  • В какой мере будет решена поставленная задача, полностью или частично. 

programma_nko

Как составить бюджет НКО

Несмотря на то, что к форме и содержанию программы нет закрепленных законом требований, существуют негласно установленные и обязательные составляющие: цели, сроки, механизмы реализации, целевая аудитория и т. д., которые мы определили в пункте выше. 

Самый важный элемент программы – бюджет. Разберём его подробнее. 
Есть разные виды бюджета, но сейчас нам интересены только два из них – Бюджет НКО и бюджет отдельной программы НКО.

Бюджет НКО – письменный документ, финансовый план предполагаемых доходов и расходов за определенный период времени. Обычно за год. Он утверждается вместе с содержательной программой НКО до начала года уполномоченным органом управления НКО (Общим собранием, Президиумом и т.д.) и соответствует Уставу НКО. В течение года уполномоченным органом могут вноситься изменения в бюджет. В конце года утверждается отчет о выполнении плана и годовой бухгалтерский баланс (отчет о реальных поступлениях и расходовании средств в организации).

Формирование бюджета, как и составление программы для НКО, можно разбить на этапы:

  • Сбор всех необходимых данных для формирования бюджета;
  • Составление расходных планов по направлениям деятельности и видам ответственности;
  • Включение предполагаемых доходов;
  • Согласование и оформление бюджета;
  • Утверждение бюджета;
  • Исполнение, контроль над выполнением бюджета.

Бюджет программы НКО является неотъемлемой частью бюджета любой некоммерческой организации. Основная цель – распределение собственных средств НКО и средств, предоставленных донором (грантодатель, Благотворительные Фонды и иные организации, частные спонсоры и т.д.), по статьям расходов, для достижения целей и задач программы. Как и программа, финансовый план утверждается высшим органом некоммерческой организации. 

Выделим несколько этапов формирования бюджета программы:

Этап первый – расчет. 

→ первоначальной задачей является просчет не только всех уже имеющихся, но и необходимых ресурсов для реализации программы; 
→ расчет минимального и максимального бюджета программы.

Этап второй – индивидуализация. 

→ необходимо скорректировать составленный бюджет программы под конкретного донора;
→ на данном этапе нужно быть максимально внимательными, важно выяснить для себя следующие вопросы: 

  1. Какие статьи будут финансироваться донором? 
  2. Есть ли ограничения? например, жертвователь может отказаться оплачивать зарплаты сотрудников или расходы на услуги типографии;
  3. Нужны ли собственные вложения? если да, то сколько и в какой форме (денежные средства, волонтерский труд и т.д.);
  4. По какой форме будет заключен договор с донором? лучше всего заблаговременно ознакомится с договором, чтобы выяснить будут ли поступленияпо договору облагаться налогом;
  5. В каком порядкебудет происходить перечисление денежных средств?  
  6. В какой форме и в какие сроки будет происходить отчетность перед жертвователями? 
  7. Встречаются случаи, когда у донора разработана своя форма финансового плана программы, в этом случае некоммерческой организации, получающей пожертвования необходимо будет подстроиться? Чаще всего это случается тогда, когда спонсором является иностранный Фонд.

Эти и многие другие вопросы, требуют максимальной концентрации на данном этапе.

Этап третий – корректировочный. 

→ корректируем, уточняем, приходим к компромиссу, согласовываем бюджет программы с донором;
→ на данном этапе очень важно оценить окончательный бюджет и ответить на такие вопросы:

  1. Сколько средств готов выделить спонсор?
  2. Что и на какую сумму нужно сократить? 
  3. Возможно ли в случае, «урезания» бюджета качественно реализовать программу?

→ если качественно реализовать программу невозможно, на данном этапе исходом может стать отказ от финансирования конкретно выбранным донором за невозможностью реализации программы на предлагаемых условиях.

Этап четвёртый – реализация.  

→ важно следить за соотношением расходов с согласованным бюджетом и своевременно вносить корректировки, если они нужны.

Этап пятый – завершающий. 

→ отчетность о проделанной работе – эта процедура является обязательной как при составлении бюджета, так и при составлении самой программы НКО.

Важно помнить о том, что, если в некоммерческой организации отсутствует программа деятельности и бюджет, необходимо обеспечить их создание или восстановление. Качественно составленная программа и хорошо продуманный бюджет в несколько раз упростит и оптимизирует работу любой НКО.

Формула верного бюджета НКО

Над составлением и формированием бюджета НКО нередко работает огромное количество людей. Ведь необходимо продумать и оценить каждую деталь, чтобы рабочий процесс был прост и оптимизирован. Финансовый план должен соответствовать всем требованиям действующего законодательства и отражать все необходимые расходы НКО.

Отметим главные признаки верно и грамотно составленного бюджета:

Структурированность


→ в этом поможет работа в специальных компьютерных программах (Excel, OpenOfficeCalc и т.д.). С их помощью можно минимизировать риск возникновения ошибок и при необходимости быстро внести корректировки в расчеты.

Точность


→ достоверный расчет цен без их завышения или занижения, по всем статьям расходов и доходов; возможно, с учетом инфляции. 

Созвучность


→ запланированные расходы должны соответствовать долгосрочным и краткосрочным целям некоммерческой организации.

Дальновидность


→ при планировании бюджета необходимо учитывать экономические, политические, экологические и иные факторы внешнего воздействия. Опираясь при этом на реальное положение вещей и прогнозы аналитиков. 

Прозрачность


→ бюджет должен отражать все существующие внутренние обязательства: заработную плату сотрудникам, стоимость аренды офиса и т.д., как и внешние договоренности, например, с жертвователями.

С этой непростой задачей вам помогут справиться наши бухгалтеры и юристы.
Мы ответим на любые интересующие вас вопросы. Поможем разработать программы и бюджет для вашей организации.
Составленные нами программы обязательно будут соответствовать не только нормам закона, но и всем стандартам, о которым мы вам рассказали. 


Остались вопросы?

Пишите или звоните!

8 (495) 003-45-71 (МСК), 8 (812) 629-00-03 (СПБ), 8 (800) 100-60-71 (по России).

Вебинары НКО — 25 часов, с онлайн разбором ваших кейсов.
Конференция НКО — Общероссийский форум по развитию НКО.
Форум НКО — крупнейшее сообщество НКО в России.


Вам также может быть интересно:

Оставить комментарий

28.12.2023 Михаил Изяславович Зуб
Разработка программы благотворительного фонда.
Ответ специалиста НКО:
Добрый день,в ближайшее время с вами свяжется специалист!
Карта

Оставьте свои данные и наш специалист свяжится с вами.