• Регистрация НКО - 19500 рублей.
  • Бух.учет от 2000 р. в месяц.
  • - ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!
  • При поддержке Общероссийской организации
    "Партнер"

Юрист

Архитектура НКО — 39 500 руб.
Реорганизация НКО от 55 500 руб.
Регистрация СМИ от 19 500 руб.
Сами готовим, подаем и получаем
Печать и расчетный счет в подарок
Позвонить: 8(800)100-60-71

Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»

Закон о благотворительности


В данной статье мы расскажем:

Для чего принят данный закон

Сегодня благотворительная деятельность и волонтерство воспринимаются как значимый ресурс социального и экономического развития. Она позволяет повышать качество жизни, в том числе незащищенных слоев населения, решать общественно значимые задачи. В связи с тем, что благотворительность играет заметную роль в строительстве гармоничного общества, она получает широкую государственную поддержку.


Федеральный закон N-135 - ФЗ  «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» был принят почти 30 лет назад с целью создания достаточного правового регулирования отношений, связанных с благотворительностью и волонтерством, а также определения формы поддержки благотворительной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления. Рассматриваемый Федеральный закон также устанавливает особенности создания и деятельности благотворительных некоммерческих организаций в целях широкого развития и распространения благотворительной деятельности в России.

В связи с тем, что благотворительная деятельность и волонтерство как значимая сфера социальной и экономической жизни, пользуются особыми преференциями со стороны государства, то и контроль за такой деятельностью должен быть особым, чтобы не допустить злоупотреблений в этой области. Контроль за осуществлением благотворительной деятельностью также входит в сферу регулирования N-135 - ФЗ.

Какие некоммерческие организации могут стать благотворительными

В соответствии с п.1 ст. 5 N-135 - ФЗ участниками благотворительной деятельности являются граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность путем поддержки существующей или создания новой благотворительной организации.

Многие считают, что единственной формой существования благотворительной организации является благотворительный фонд. Это мнение ошибочно. Благотворительные организации могут создаваться в форме общественных организаций (объединений), учреждений, а также в иных формах, предусмотренных федеральным законодательством Российской Федерации.
Кроме перечисленных форм, благотворительными могут быть автономные некоммерческие организации, религиозные организации, некоммерческие партнерства. Благотворительные организации могут объединяться в ассоциации и союзы, которые также будут являться благотворительными.
Отметим, что законодательство не предусматривает закрытый перечень организационно-правовых форм НКО, которые могут стать благотворительными. Единственным критерием тут является соответствие цели деятельности НКО целям, определенным в ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», а именно:

  • бескорыстности;
  • безвозмездности;
  • желании оказать помощь нуждающимся в ней.

Так, потребительский кооператив не может быть благотворительной организацией, так как в соответствие со статьёй 116 ГК РФ целью создания такого юридического лица является удовлетворение материальных потребностей членов кооператива.
По той же логике СНТ и ТСН не могут стать благотворительными, так как они создаются для совместного владения, пользования и распоряжения имуществом общего пользования.

Цели благотворительности

Благотворительные организации, как и любые другие НКО, имеют специальную правоспособность и могут осуществлять свою деятельность в рамках предусмотренных уставом цели. Благотворительная деятельность также может осуществляться только в рамках определённых целей.

Исчерпывающий перечень целей благотворительной деятельности определен в статье 2 N-135 - ФЗ.

Среди них есть такие цели:

  • социальная поддержка и защита граждан;
  • содействие укреплению мира, дружбы между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов; 
  • содействия деятельности в области физической культуры и спорта;
  • содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
  • охраны окружающей среды и защиты животных;
  • социальной реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • содействия патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи и т.д.

Создание благотворительных организаций для достижения иных, не предусмотренных комментируемой статьей целей, запрещено. Более того, если уже существующая благотворительная НКО будет осуществлять деятельность вне рамок этих целей она будет нести ответственность вплоть до ликвидации юридического лица.

Однако, следует отметить, что рассматриваемый закон устанавливает принцип свободы выбора целей благотворительной деятельности (см. ст 4). Данный принцип означает, что никто не вправе ограничивать право выбора конкретной цели благотворительной деятельности и формы её осуществления.
Наряду с этим, для некоторых видов организационно-правовых форм НКО, федеральное законодательство специально конкретизирует цели благотворительной деятельности. Так, автономные некоммерческие организации могут быть созданы только для целей оказания услуг в области искусства, образования, науки, здравоохранения и права.

Помимо закрытого перечня целей благотворительной деятельности, в статье 2 N-135 - ФЗ содержится указание на те цели, которые точно не могут преследоваться благотворительными организациями:

  • перечисление денег и иных материальных средств,
  • оказание иной помощи коммерческим организациям,
  • поддержка политических партий и кампаний, – всё это благотворительной деятельностью не является.

Коммерческие организации и политические партии, исходя из определения “благотворительности” не являются нуждающимися в помощи, а перечисление денежных средств таким субъектам права едва ли можно считать бескорыстным. Таким образом, быть объектами благотворительной деятельности рассматриваемые лица не могут.

Кто может реализовать благотворительную деятельность

На законодательном уровне закреплено право каждого на занятие благотворительной деятельностью.

Заниматься благотворительной деятельностью могут и граждане и юридические лица, индивидуально или совместно, с образованием и без образования благотворительной организации.
Более того, на территории Российской Федерации благотворительностью могут заниматься не только граждане РФ, но и иностранные граждане, как и лица без гражданства.

Благотворительная деятельность осуществляется через гражданско-правовой договор пожертвования, который является разновидностью договора дарения.
В договоре дарения две стороны – даритель и одаряемый, так и в реализации благотворительной деятельности участвуют две стороны – благотворители (и добровольцы) и благополучатели. Обе стороны имеют важное значение в процессе благотворительной деятельности, так как от них зависит, будет осуществлена благотворительная деятельность или нет. 

Поподробнее рассмотрим каждого из участников благотворительной деятельности:

  • Благотворители – это лица, осуществляющие пожертвования, в установленных законом формах. При этом допустимыми формами пожертвований являются бескорыстная передача в собственность имущества, бескорыстное наделение правами владения, пользования и распоряжения имуществом и бескорыстное выполнение работ, предоставление услуг. Благотворители вправе определить цели и порядок использования своих пожертвований. Однако, определяемая цель должна быть общеполезной и соответствовать целям, указанным в статье 2 N-135 - ФЗ.
  • Добровольцы – физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (если работы и услуги выполняет юридическое лицо – оно считается благотворителем). Так как доброволец осуществляет свою деятельность на основании принципа безвозмездности, он не вправе требовать вознаграждения за проделанную работу, но он может претендовать на возмещение расходов, которые он понес при выполнении работ, оказании услуг.
  • Благополучатели – лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей и получающие помощь от добровольцев. В соответствии со статьей 582 Гражданского кодекса Российской Федерации благополучателями могут выступать граждане, лечебные и воспитательные учреждения, учреждения социальной помощи, фонды, музеи и иные учреждения культуры, общественные и религиозные организации, иные НКО, государство. Согласно существующему законодательству на получение пожертвования согласие благополучателя не требуется.

Какие особенности затрагивает данный закон

Благотворительные НКО имеют ряд особенностей, отличающих их от обычных некоммерческих организаций. Ввиду этого рассматриваемый в настоящей статье закон N-135 - ФЗ содержит в себе некоторые особенные положения.

Так, настоящий ФЗ регулирует такие вопросы, как:

  • программа благотворительной организации,
  • особенности ликвидации,
  • правовой режим использования и установки ящиков для сбора благотворительных пожертвований,
  • структуру управления благотворительной НКО,
  • особую компетенцию высшего органа управления такой организации,
  • режим имущества благотворительных организаций и некоторые другие.

Круг вопросов, которые затрагивает N-135 - ФЗ очень широк, и на каждый из этих аспектов благотворительным организациям нужно обращать пристальное внимание при осуществлении своей деятельности.

Какой объем средств должен идти на благотворительность

Средства, которыми обладает благотворительная организация, очевидно, должны расходоваться на благотворительную деятельность.
Однако, как любое юридическое лицо, благотворительная НКО имеет и иные расходы, не связанные с благотворительностью, которые возникают при нормальной деятельности организации.
Положение пункта 4 статьи 16 N-135 - ФЗ закрепляет обязанность благотворительной организации тратить 80% благотворительного пожертвования в денежной форме на благотворительные цели в течение года с момента получения такого пожертвования, если только благотворителем или благотворительной программой не установлено иное.

Благотворительные пожертвования в натуральной форме также должны быть направлены на благотворительность в течение года с момента их получения.

Благотворительная НКО также направляет на благотворительную деятельность 80% доходов (после уплаты всех обязательных платежей в казну):

  • от проведенных мероприятий;
  • от предпринимательской деятельности;
  • от внереализационных доходов;
  • от внереализационных операций, включая акции и ценные бумаги;
  • от учреждений, созданных благотворительной НКО.

Данное правило не распространяется на целевые пожертвования, которые должны быть полностью израсходованы на определенную благотворителем цель. Такое же правило существует в отношении средств поступающих из бюджета и государственных внебюджетных фондов.

Оставшиеся 20% от общего числа средств, расходуемых благотворительной НКО за финансовый год идут на оплату административно-управленческого персонала. На оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительной программы данное ограничение не распространяется.

Итак, в соответствии с законодательством, средства в размере 20% могут идти на “содержание” благотворительной организации, а именно на:

  • заработную плату административно-управленческому персоналу;
  • канцелярские и иные хозяйственные расходы;
  • оборудование и инвентарь;
  • арендную плату;
  • проведение обязательной аудиторской проверки;
  • капитальный и текущий ремонт и т.д.

Ящики для сбора пожертвований

Некоторые недобросовестные благотворительные организации долгое время обходили императивную норму, обязывающую ежегодно тратить 80% денежных поступлений на благотворительность.
Они обходили её, принимая пожертвования наличными денежными средствами, поток которых намного труднее отследить, чем передвижения безналичных денежных средств. В связи с этим, с 5 октября 2020 года вступили в силу поправки к N-135 - ФЗ, регламентирующие сбор пожертвований в наличной форме через специальные ящики для пожертвований.

В соответствии со статьей 16.1 рассматриваемого Федерального закона, ящик для сбора благотворительных пожертвований – это емкость для сбора благотворительных пожертвований в денежной форме, право использовать которую принадлежит только благотворительной НКО. 

В соответствии с Постановлением Правительства “Об утверждении требований к ящикам для сбора благотворительных пожертвований, порядка их установки, использования и извлечения имущества, собранного с их помощью" ящик для сбора пожертвований обязательно должен быть оснащен прорезью для опускания денежных средств, а также отверстием для вскрытия и извлечения денежных средств, опечатанным бумажной лентой с подписью и печатью организации или опломбированным номерной пломбой

Ящику должен быть присвоен инвентарный номер, и он должен обязательно содержать на себе информацию:

  • о благотворительной организации (ИНН, наименование, номер счёта, почтовый адрес);
  • наименование программы или другого документа, на основании которого проводится сбор пожертвований в ящик;
  • доменное имя или сайт благотворительной организации (при наличии);
  • контактные данные для получения благотворителем информации.

Ящики могут быть как переносными, так и стационарными.

Размещение стационарного ящика происходит на основании договора, заключаемого между благотворительной организацией и собственником помещения. Заключение такого договора является обязательным во всех случаях, кроме размещения стационарного ящика в месте проведения благотворительной НКО публичного или иного мероприятия. Использование переносных ящиков для сбора благотворительных пожертвований допускается исключительно в месте и во время проведения публичного или иного мероприятия благотворительной НКО.

После заполнения ящика для сбора пожертвований или после истечения срока, на который он был установлен происходит извлечение денежных средств.
Извлекает денежные средства уполномоченное благотворительной НКО лицо в присутствии двух свидетелей. Извлечение фиксируется в акте вскрытия, который подписывается уполномоченным лицом и двумя свидетелями. У каждого из лиц, участвующих в извлечении денежных средств из ящика на руках остаётся один экземпляр подписанного акта.
Извлеченные средства подлежат зачислению на счет благотворительной НКО в течение 3-х рабочих дней со дня вскрытия ящика.

Кто такие волонтеры? Особенности работы с ними

Волонтер (доброволец) – это физическое лицо, которое бескорыстно и добровольно участвует в общественно-полезной деятельности, а именно выполняет работы или оказывает услуги в пользу благополучателя.

Условия выполнения добровольцем общественно-полезной, благотворительной деятельности закрепляются в гражданско-правовом договоре, который заключается между добровольцем и благополучателем и устанавливает безвозмездное выполнение волонтером работ или оказание им услуг. 

Если волонтер действует не самостоятельно, а от лица организатора добровольческой деятельности, то гражданско-правовой договор может быть заключен между волонтером и организатором добровольческой деятельности или волонтерской организацией.

В рамках такого договора могут быть закреплены обязанности волонтера соблюдать при выполнении работ и оказании услуг требования, предусмотренные внутренними документами указанной организации. Организатор добровольческой деятельности также может предусмотреть право одностороннего расторжения договора с волонтером в случае нарушения этих обязательных требований.

Важно отметить, что деятельность добровольцев нельзя смешивать с трудовыми отношениями.

В связи с этим, в договоре с добровольцами нужно избегать использования специальных терминов трудового законодательства, таких как “должность”, “правила внутреннего трудового распорядка”, “заработная плата” и т.п.

Единоличный исполнительный орган благотворительной НКО не должен издавать приказы о назначении волонтеров.
Напротив, такое решение должно приниматься Высшим органом управления организации, который также может принять локальный акт – “Положение о волонтерах”.
С добровольцем нельзя заключать договор о материальной ответственности или давать ему деньги “под отчёт”. Отношения, связанные с поручением волонтеру денежных средств будут регулироваться не трудовым, а гражданским законодательством.

Договор с волонтером, действующим от своего имени может предусматривать компенсацию волонтеру расходов, связанных с тратами на питание, спецодежду, оборудование, средства индивидуальной защиты и так далее.
В соответствии со статьей 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению выплаты на возмещение следующих расходов добровольцев:

  • наем жилого помещения;
  • на проезд;
  • на питание;
  • на уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование;
  • доходы в натуральной форме в виде спецодежды;
  • на средства индивидуальной защиты.

Предусмотренный настоящей статьей перечень необлагаемых налогами выплат является закрытым и исчерпывающим. При этом, дабы избежать неприятностей со стороны налоговой, рекомендуется производить компенсацию волонтеру уже после произведения им определенной траты, а не перед ней.

Контроль за осуществлением благотворительной деятельности

Контроль за осуществлением благотворительной деятельности заключается в контроле за деятельностью благотворительных организаций.

Фактически, такой контроль выполняет две основных функции:

  • надзор за деятельностью юридического лица РФ;
  • контроль за соблюдением законодательства РФ в части противодействия легализации доходов, добытых преступным путем.

Первое правило, позволяющее осуществлять контроль за деятельностью благотворительных НКО закреплено в п.1 ст. 19 N-135 - ФЗ, а именно необходимость ведения бухгалтерского учета и отчетности денежных средств и пожертвований.

Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ благотворительные организации обязаны вести учет доходов (расходов), полученных в рамках целевых поступлений, и полученные средства должны быть использованы по назначению, то есть в соответствии с уставными целями данной организации.
С помощью данного отчета контролируется, тратятся ли деньги на те цели, которые заявлены в уставе благотворительной организации, или же их расходовали не по назначению. 

Кроме того, контроль за деятельностью благотворительных НКО и за соответствием такой деятельности целям, обозначенным в учредительном документе организации ведет регистрирующий орган (Министерство юстиции). Благотворительные организации обязаны ежегодно подавать в Минюст отчеты, содержащие сведения о финансово-хозяйственной деятельности, персональном составе высшего органа управления, благотворительных программах, результатах благотворительной деятельности.
В рамках осуществления такого контроля Минюст также наделён широким спектром полномочий по истребованию документов, проведения выездных проверок.

Помимо всего прочего, Министерство юстиции должно обеспечить открытый доступ к полученным от благотворительной НКО годовым отчётам, включая доступ со стороны СМИ.
Именно это может в полной мере обеспечить прозрачность деятельности благотворительной организации перед жертвователями. По этой же причине законодательство РФ не распространяет режим коммерческой тайны на благотворительные НКО.

Еще одним способом осуществления контроля за благотворительной организацией является контроль со стороны налоговых органов. Он регулируется нормами налогового законодательства и заключается в контроле за своевременной уплатой налогов.

Ответственность благотворительных организаций

Благотворительные организации в случае нарушения законодательства несут уголовную, гражданско-правовую и административную ответственность.

В соответствии с ГК РФ, благотворительная организация несет ответственность по своим обязательствам, по находящимися в ее распоряжении денежным средствам, может быть присуждена к выплате морального вреда и компенсации за вред, причиненный источником повышенной опасности.

К административной ответственности благотворительная организация может быть привлечена по разным основаниям, содержащимся в главе 19 КоАП РФ, среди которых:

  • невыполнение предписаний или распоряжений должностного лица надзорного органа;
  • за непредставление в государственный орган сведений, представление которых предусмотрено законом; 
  • за деятельность без получения лицензии и так далее.

Административная ответственность также предусмотрена за несоблюдение требований к ящикам для сбора пожертвований, порядка их установки, использования и извлечения имущества.

Что касается уголовной ответственности, то к ней могут быть привлечены только физические лица, а именно учредители, участники и члены благотворительной НКО за следующие преступления:

  • преднамеренное или фиктивное банкротство;
  • незаконное предпринимательство;
  • уклонение от уплаты налогов;
  • подлог документов;
  • растрата и т.д.

Особенной формой ответственности благотворительной организации является ответственность за несоответствие деятельности целям, предусмотренным учредительными документами юридического лица. В таком случае регистрирующий орган может направлять в адрес организации предупреждения в письменной форме, в котором будет указан срок для исправления нарушений.

Также отдельно хочется отметить такую форму ответственности благотворительной НКО, как принудительная ликвидация. Такая мера ответственности применяется при наличии нескольких письменных предупреждений. Решение о ликвидации благотворительной организации вправе принять только суд.

Таким образом, Федеральный закон N-135 - ФЗ устанавливает специальное регулирование создание, деятельности и ликвидации благотворительных организаций, а также достаточно подробно регулирует вопросы деятельности волонтеров.
Несомненно, рассмотренный закон не является единственным нормативно-правовым актом в этой области. Напротив, многие вопросы более обстоятельно регулируются подзаконными нормативными актами Правительства РФ и Министерства юстиции РФ

Юристы Партнер НКО с многолетним опытом в данной сфере всегда готовы помочь в решении любого вопроса, связанного с регистрацией и деятельностью благотворительных НКО, а также проконсультировать по любому интересующему Вас вопросу.


Остались вопросы?

Пишите или звоните!

8 (495) 003-45-71 (МСК), 8 (812) 629-00-03 (СПБ), 8 (800) 100-60-71 (по России).

Вебинары НКО — 25 часов, с онлайн разбором ваших кейсов.
Конференция НКО — Общероссийский форум по развитию НКО.
Форум НКО — крупнейшее сообщество НКО в России.


Оставить комментарий

Карта

Оставьте свои данные и наш специалист свяжится с вами.