• Регистрация НКО - 19500 рублей.
  • Удаленно через ЭЦП, скидка 30%
  • Бух.учет от 2000 р. в месяц.
  • В 48 регионах РФ. 38 Экспертов.
  • - ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!
  • При поддержке Общероссийской "Партнер"

Наталья Грунская Руководитель юристов
Высшая компетенция НКО

Регистрация НКО под ключ —19500 руб.
Архитектура НКО — 39500 руб.
Сами готовим, подаем и получаем
Печать и расчетный счет в подарок
Позвонить: 8(800)100-60-71
*для 62 регионов РФ

Некоммерческие организации с прямой регистрацией в налоговой

Каждой НКО необходима государственная регистрация, однако НКО может быть зарегистрирована не только в Министерстве юстиции. Для части  некоммерческих организаций доступна регистрация в налоговой.

Давайте разбираться: какие организационно-правовые формы (ОПФ) НКО могут быть зарегистрированы в налоговой, в чем их особенности, в какие сроки и по каким правилам осуществляется их регистрация.

  1. Организационно-правовые формы НКО с регистрацией в налоговой
  2. Некоммерческие организации с прямой регистрацией в налоговой — пример из практики
  3. Особенности НКО, не регистрируемых в Минюсте
  4. Сроки, расходы и правила регистрации
  5. Особенности ликвидации НКО, регистрируемых в налоговой

Организационно-правовые формы НКО с регистрацией в налоговой

Законодательство Российской Федерации устанавливает, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в следующих организационно-правовых формах (п. 3 ст. 50 ГК РФ):

  1. Потребительские кооперативы (в том числе: 1.1. Жилищные кооперативы; 1.2. Жилищно-строительные кооперативы; 1.3. Гаражные кооперативы; 1.4. Общества взаимного страхования; 1.5. Кредитные кооперативы; 1.6. Фонды проката; 1.7. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы);
  2. Общественные организации (в том числе: 2.1. Политические партии; 2.2.    Созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации); 2.3. Органы общественной самодеятельности; 2.4. Территориальные общественные самоуправления);
  3. Общественные движения;
  4. Ассоциации (союзы), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты;
  5. Товарищества собственников недвижимости (в том числе: 5.1. Товарищества собственников жилья;5.2. Садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества);
  6. Кзачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
  7. Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации;
  8. Общественно полезные фонды, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды, и личные фонды;
  9. Учреждения, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;
  10. Автономные некоммерческие организации;
  11. Религиозные организации;
  12. Публично-правовые компании;
  13. Адвокатские палаты;
  14. Адвокатские образования (являющиеся юридическими лицами);
  15. Государственные корпорации;
  16. Нотариальные палаты.

Так как все указанные ОПФ предусмотрены для некоммерческих организаций, может возникнуть вывод, что и решение о государственной регистрации любой из этого списка НКО принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальным органом — другими словами, Минюстом России или его территориальным органом.

На самом же деле это не совсем так.

Деятельность НКО находится в особом правовом поле. Она регулируется, прежде всего ФЗ об НКО, а также другими специальными федеральными законами.

  • Несмотря на свое наименование, ФЗ об НКО распространяет свое действие не на все виды НКО, а также не все положения ФЗ об НКО распространяются на виды НКО, деятельность которых он регулирует.

В частности, ФЗ об НКО не распространяется на потребительские кооперативы, товарищества собственников недвижимости, в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества (п. 3 ст. 1 ФЗ об НКО).
ФЗ об НКО не распространяется на публично-правовые компании, а также на автономные учреждения, если иное не установлено федеральным законом (п. 5 ст. 1 ФЗ об НКО).

Кроме того, действие статьи 13.1. ФЗ об НКО о принятии решения о государственной регистрации Минюстом России или его территориальным органом не распространяется на бюджетные и казенные учреждения.

Таким образом, некоммерческие организации, созданные в таких ОПФ, как потребительские кооперативы, товарищества собственников недвижимости, публично-правовые компании; бюджетные, казенные и автономные учреждения, регистрируются не Минюстом, а регистрирующим налоговым органом.

Некоммерческие организации с прямой регистрацией в налоговой — пример из практики

Регистрация таких НКО проходит непосредственно в регистрирующем налоговом органе (который не производит тщательную экспертизу уставов таких НКО). Необходимо учитывать, что документы (и особенно устав НКО), представляемые в регистрирующую налоговую, должны соответствовать всем требованиям законодательства, а также содержать в своих учредительных документах все необходимые положения, установленные специальными федеральными законами.

В нашей практике встречались случаи, когда небрежное отношение к разработке документов, особенно уставов таких НКО, приводило к неприятным последствиям для их представителей.

Рассмотрим следующую ситуацию, которую мы помогли разрешить: конфликтные отношения члена товарищество собственников жилья (ТСЖ) и председателя правления ТСЖ привели к тому, что член ТСЖ обратился в государственную жилищную инспекцию (ГЖИ) с обращением о несоответствии положений  устава ТСЖ действующему законодательству.

В результате рассмотрения обращения жилищной инспекцией в адрес ТСЖ было вынесено предписание устранить замечания, зарегистрировать устав ТСЖ в новой редакции с учетом предписания ГЖИ в регистрирующем налоговом органе, и подтвердить выполнение предписания.

Кроме того, в предписании ГЖИ было указано, что в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия  устава ТСЖ требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищная инспекция вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации ТСЖ.
Излишне говорить, что вся эта процедура отняла немало ресурсов председателя правления ТСЖ.

Таким образом, подготовка документов в соответствии с требованиями специальных федеральных законов, регулирующих деятельность НКО с регистрацией в налоговой, является одной из основных задач, как и в случаях при подготовке документов для НКО, регистрируемых Минюстом.

Особенности НКО, не регистрируемых в Минюсте

1. Cадоводческие или огороднические некоммерческие товарищества — это некоммерческие организации, создаваемые для развития садоводства и огородничества, для освоения садовых участков и для защиты законных интересов:

Садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости.

2. Потребительские кооперативы — некоммерческая организация для совместного решения задач путем объединения сил и средств, первоначальное имущество которого складывается из паевых взносов. Специфика определяется его сферой деятельности.

Соответственно, правовое положение и работу потребительского кооператива того или иного вида определяет специальная норма или специальный федеральный закон:

2.1. Потребительское общество — добровольное объединение граждан и юридических лиц, созданное для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

Занимается созданием и развитием организаций торговли, закупкой сельскохозяйственных продукции и сырья, производством пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли и оказание помощи членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг.
 
2.1. Жилищные или жилищно-строительные кооперативы (ЖСК) — добровольное объединение граждан и в установленных случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также для управления многоквартирным домом.

Члены жилищного кооператива своими средствами участвуют в приобретении, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. Члены жилищно-строительного кооператива (ЖСК) своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. ЖСК в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и строительство, реконструкцию многоквартирного дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство.

2.2. Жилищный накопительный кооператив (ЖНК) — потребительский кооператив, созданный как добровольное объединение граждан на основе членства в целях удовлетворения потребностей членов кооператива в жилых помещениях путем объединения членами кооператива паевых взносов.

2.3. Гаражные кооперативы создают для возведения соответствующих сооружений, а также их содержания. 

В отношении гаражных кооперативов в настоящее время существует некий правовой вакуум, так как их деятельность не регулируется ни одним специальным федеральным законом.

2.4. Кредитный потребительский кооператив (КПК) — основанное на членстве добровольное объединение физических и юридических лиц по территориальному, профессиональному или социальному принципам, в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков). Основной целью деятельности КПК является организация финансовой взаимопомощи пайщикам.

2.5. Общество взаимного страхования — субъект страхового дела, имеющий право осуществлять страховую деятельность на основании лицензии на осуществление взаимного страхования, выданной Банком России. Общество взаимного страхования является видом потребительского кооператива и создается для взаимного страхования имущественных интересов своих членов.

2.6. Фонды проката. Как и в случае с гаражными кооперативами, в отношении данной ОПФ также существует правовой вакуум.

Под фондами проката признавались некоммерческие организации, которые создавались садоводами, огородниками и дачниками в целях обеспечения учредителей современными средствами производства, применяемыми при возведении и ремонте жилых строений, жилых домов, хозяйственных строений и сооружений, благоустройстве и обработке садовых, огородных и дачных земельных участков

В настоящее время актуальные формы использования такой ОПФ не обнаружены.

2.7. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы (СПХ) — сельскохозяйственные кооперативы, созданные сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива.

СПХ в зависимости от вида их деятельности подразделяются на:

  1. Перерабатывающие;
  2. Сбытовые (торговые) корпоративы;
  3. Обслуживающие кооперативы;
  4. Снабженческие кооперативы;
  5. Растениеводческие и животноводческие кооперативы;
  6. Иные кооперативы, созданные для выполнения одного или нескольких из указанных в статье 4 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» видов деятельности. 

3. Товарищества собственников недвижимости (ТСН) — добровольное объединение собственников недвижимого имущества, созданное для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.

3.1. Товарищества собственников жилья — вид ТСН. Деятельность товарищества собственников жилья (далее по тексту — ТСЖ) подробно регламентирована ЖК РФ, который определяет ТСЖ как вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме.

Создается для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме, предоставления коммунальных услуг за исключением случаев, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ. В том числе для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

4. Государственные и муниципальные учреждения

Государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Государственные и муниципальные учреждения создаются органами публичной власти федеральной территории от имени Российской Федерации или от имени федеральной территории с учетом положений федерального закона о федеральной территории.

Типами государственных и муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.

5. Публично-правовой компанией является унитарная некоммерческая организация, созданная РФ и наделенная функциями и полномочиями публично-правового характера и осуществляющая свою деятельность в интересах государства и общества.

  • Более подробно об этих НКО вместе с информацией о нормативных документах, с помощью которых регулируются правила регистрции, можете прочитать в нашей статье «Виды кооперативов».

Может быть создана в целях проведения государственной политики, предоставления государственных услуг, управления государственным имуществом, обеспечения модернизации и инновационного развития экономики, осуществления общественно полезных функций и полномочий в отдельных сферах и отраслях экономики. Также создается при реализации особо важных проектов и государственных программ, в том числе по социально-экономическому развитию регионов, а также в целях выполнения иных функций и полномочий публично-правового характера.

Таким образом, некоммерческие организации, созданные в определенных организационно-правовых формах, которые в свою очередь могут подразделяться на виды этих ОПФ, регистрируются не в Минюсте России (или его территориальном управлении), а в регистрирующем налоговом органе (для города Москвы, например, это Межрайонная ИФНС России № 46 по г. Москве).

Сложность в регистрации подобных НКО заключается в том, что деятельность некоммерческих организаций, регистрируемых в одной и той же ОПФ (пример, потребительский кооператив) регулирует не единый федеральный закон, а разные специализированные федеральные законы. Кроме того, деятельность некоторых видов НКО, относящихся к определенной ОПФ, вообще не урегулирована законодательством, а только обозначена в нем (потребительский кооператив и его виды как наглядный пример).

Тем не менее, специфика таких НКО определяется их сферой деятельности, и естественно, что одним нормативным правовым актом эту специфику регулировать невозможно.

Сроки, расходы и правила регистрации

Несмотря на такое разнообразие НКО, регистрируемых не Минюстом, порядок регистрации для всех НКО един, он регулируется Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Срок регистрации составляет 3 рабочих дня, не считая день подачи и выдачи документов.
Расходы, которые непосредственно связаны с государственной регистрацией, будут зависеть от того, каким способом будут поданы документы в регистрирующий орган:

  • Если документы подаются с использованием ЭЦП учредителей — госпошлина и нотариальные расходы не предусмотрены;
  • Если документы подаются лично в налоговую — предусмотрена оплата госпошлины в размере 4000 рублей и в определенных случаях — нотариальное заверение заявления о государственной регистрации юридического лица при создании;
  • Если документы подаются в регистрирующий налоговый орган через нотариуса — оплачиваются только нотариальные расходы, а оплата госпошлины не предусмотрена.

Особенности ликвидации НКО, регистрируемых в налоговой

Как для НКО, регистрируемых в Минюсте, так и для НКО, регистрируемых при создании в налоговой, порядок ликвидации един, и он установлен статьями 61 — 64.1. ГК РФ.

Различием является лишь то, что документы при ликвидации НКО, зарегистрированных при создании в налоговой, подаются непосредственно сразу же в регистрирующий налоговый орган, что существенно сокращает сроки регистрации для таких НКО.

Подведем итог:

Хотя в основном некоммерческие организации регистрируются в Минюсте, есть исключения, к которым нужен особый подход. Потребительские кооперативы, товарищества собственников недвижимости, публично-правовые компании, бюджетные, казенные и автономные учреждения, регистрируются не Минюстом, а регистрирующим налоговым органом.

Если у Вас возникли сложности с самостоятельной регистрацией НКО, если Вы запутались в лабиринтах законодательства в сфере НКО или Вы не хотите самостоятельно заниматься данным вопросом, Консалтинговая группа «Партнер-НКО» придет Вам на помощь!


Остались вопросы?

Пишите или Звоните!

8(495)003-45-71 (МСК), 8(812)629-00-03 (СПБ), 8(800)100-60-71 (по России).

Форум НКО - крупнейшее сообщество НКО в России


Вам также моэет быть интересно:

Оставить комментарий

Карта

Оставьте свои данные и наш специалист свяжится с вами.