• Регистрация НКО - 19500 рублей.
  • Бух.учет от 2000 р. в месяц.
  • - ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!
  • При поддержке Общероссийской организации
    "Партнер"

Наталья Грунская Руководитель юристов
Высшая компетенция НКО

Архитектура НКО — 39 500 руб.
Реорганизация НКО от 55 500 руб.
Сами готовим, подаем и получаем документы
Позвонить: 8(800)100-60-71
фонды органы управления НКО благотворительность

Структура органов управления в фонде

Орган управления фонда — это лицо или совокупность лиц, уполномоченных в соответствии с законом, иными правовыми актами или учредительными документами осуществлять управление деятельностью фонда. В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ  "О некоммерческих организациях" фондом принято считать «не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели».

Что означает формулировка «не имеющая членства» - все просто: после создания фонда, он может осуществлять свою деятельность и взаимодействовать с третьими лицами, будь то физические либо юридические, без приема их в члены. Лица, входящие в состав руководящих органов фонда при создании, осуществляют свою деятельность до тех пор, пока не примут решение о расширении или изменении своего состава. Состав, структура, порядок формирования и распределение полномочий органов управления определяются уставом фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

Содержание:

 

Органы управления фонда

Для начала стоит сказать, что орган управления фонда – есть не что иное, как лицо либо совокупность лиц, которые в силу закона и учредительных документов осуществляют управление фондом. Важно понимать, что органы фонда не являются обособленными и самостоятельными субъектами гражданских правоотношений. Наоборот, фонд через свои органы принимает на себя гражданские права и несет обязанности. Структура, порядок формирования и состав органов управления определяется уставом фонда в полном соответствии с законами Российской Федерации.
В настоящий момент структура органов управления в фонде выглядит следующим образом: 

  1. Высший коллегиальный орган управления (например - Совет или Президиум фонда);
  2. Надзорный орган Попечительский совет фонда;
  3. Исполнительный орган фонда: единоличный (например – Президент, или Председатель)
  4. При желании исполнительный коллегиальный орган (например - Правление);
  5.  Контрольно-ревизионный орган - Ревизор фонда.

Совет фонда

Совет фонда (коллегиальный орган) – является высшим органом управления фонда. Совет фонда осуществляет общее руководство деятельностью фонда. Члены совета фонда могут получать вознаграждение за выполнение ими своих обязанностей только в случае, если это предусмотрено уставом фонда. Совет фонда является высшим коллегиальным органом управления фонда, в основные задачи которого входит общее руководство деятельностью фонда. Оговоримся, что лица, входящие в Совет фонда, могут получать денежное вознаграждение за осуществление своих обязанностей, но только в том случае, если это прямо предусмотрено уставом данного фонда.

Структура и порядок формирования данного органа должны быть определены в уставе фонда. К примеру, на момент создания Совет фонда может состоять из учредителей или их представителей. Дальнейшие изменения состава совета фонда определяются самим советом фонда. Совет фонда выбирается на определенный срок, который также определен учредительным документом.
Заседание Совета фонда считается правомочным, если на нем присутствуют более 50% от его членов. Решения принимаются большинством голосов, а членами Совета фонда могут быть полностью дееспособные лица, достигшие возраста 18 лет. В компетенцию данного органа входят следующие вопросы:

  • Изменения устава фонда;
  • Определения приоритетных направлений деятельности фонда, принципов формирования и использования его имущества;
  • Образования исполнительных органов фонда и досрочного прекращение их полномочий;
  • Реорганизации фонда;
  • Участие в других организациях;
  • Утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
  • Утверждение финансового плана фонда и внесение в него изменений;
  • Создание филиалов и открытие представительств фонда;
  • Утверждение правил организации и осуществления внутреннего контроля, внесение в них изменений;
  • Утверждение пенсионных и страховых правил фонда, внесение в них изменений;
  • Иные вопросы, отведенные к компетенции Совета фонда уставом фонда.

Попечительский совет фонда

Органом, выполняющим надзорные функции и обеспечивающим общественный контроль за деятельностью фонда является попечительский совет фонда. Порядок формирования и полномочия попечительского совета определяются уставом фонда. Выполнение обязанностей членов попечительского совета – безвозмездно. В его сферу деятельности входит контрольно-надзорные функции за деятельностью фонда, в том числе обеспечение общественного контроля за осуществлением фондом своей деятельности в пределах целей, заложенных уставом, а также надзор за использованием средств фонда. Решения попечительского совета принимаются большинством голосов. Как правило, полномочия попечительского совета определены в уставе фонда, а затем могут быть конкретизированы и дополнены в положении о попечительском совете, которое принимает Совет фонда. На практике самыми распространенными полномочиями фонда являются:

  • Надзор за соблюдением фондом при осуществлении деятельности законодательства РФ, а также контроль за выполнением решений совета фонда;
  • Выработка предложений по внесению дополнений и изменений во внутренние положения фонда;
  • Регулярная проверка отчетности фонда о расходовании средств;
  • Другие функции, предусмотренные уставом или положением о попечительском совете фонда. 

Основной функцией ревизора является осуществление контроля финансово-хозяйственной деятельности фонда. Ревизор вправе требовать от должностных лиц фонда предоставления необходимой информации, документов или личных объяснений. 

Исполнительный орган фонда

Говоря про исполнительный орган, стоит отметить, что он создается для осуществления оперативного управления фондом. В свою очередь исполнительный орган может быть, как единоличным (Председатель/Президент/Директор), так и (при желании) коллегиальным (например, Правление). Его избирает Совет Фонда. К слову, осуществляя текущее руководство деятельностью фонда, подотчетен высшему органу управления, то есть Совету фонда.
Поскольку компетенция исполнительного органа определяется также учредительным документом и, при наличии, специальным положением об исполнительном органе, на практике она [компетенция] сводится ко всему тому, что не входит в исключительную компетенцию других органов управления фонда. Таким образом, будь то Президент фонда или Правление – к его функции обычно относится ведение текущих дел фонда, то есть осуществление текущего руководства деятельностью. Членами коллегиального исполнительного органа либо единоличным исполнительным органом может быть исключительно полностью дееспособное лицо, достигшее возраста 18 лет. 


Также не стоит забывать, что лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа – по закону является лицом, которое имеет право выступать от имени фонда без доверенности. Именно единоличный исполнительный орган фонда в лице, предположим, Президента, правомочно представлять интересы фонда в органах государственной власти, а также выступать от лица фонда при контактировании с контрагентами в гражданско-правовых отношениях. Как правило, иными полномочиями исполнительного органа фонда выступают:

  • Формирование организационной структуры фонда:
  • Утверждение штатного расписания;
  • Обеспечение выполнения решений Совета фонда;
  • Заключение трудовых договоров с сотрудниками фонда от лица фонда;
  • Издание в пределах своей компетенции приказов, распоряжений, обязательных для всех работников фонда;
  • Совершение в пределах своей компетенции гражданско-правовых сделок от имени фонда в рамках осуществления фондом своей деятельности;
  • Иные полномочия.

Контроль деятельности фонда

Наконец, контроль финансово-хозяйственной деятельности фонда возложена на ревизионный орган в лице Ревизора либо ревизионной комиссии. Данный орган управления независим и самостоятелен в своей деятельности от других органов, что в свою очередь позволяет ему при необходимости запросить у должностных лиц фонда предоставления необходимой информации, документов или личных объяснений. Так или иначе, основной задачей ревизионного органа в фонде является осуществления контроля финансово-хозяйственной деятельности фонда. Более того, к компетенции Ревизора в контексте его правомочий относят: 

  • Право потребовать внеочередного созыва Совета фонда;
  • Право проводить проверку учета всех финансовых поступлений в фонд, а также из фонда;
  • Право ходатайствовать о привлечении должностных лиц фонда, в случае если будет доказано, что их неправомерные действия нанесли ущерб имуществу фонда и самому фонду;
  • Право определять размер ущерба, нанесенного фонду неправомерными действиями должностных лиц фонда;
  • Право проводить частичную и полную ревизию всей финансовой деятельности фонда.

Как уже было сказано ранее, создание ревизионного органа предусмотрено уставом фонда, а в случае, если ревизионный орган присутствует в виде ревизионной комиссии, то, как правило, Председатель ревизионной комиссии назначает Совет фонда. Наконец, ревизионный орган в случае проведения той или иной проверки – докладывает о ее результатах Совету фонда. 


Таким образом, мы видим, что все органы управления фонда являются элементами взаимодействующей структуры, где каждый отдельный орган отвечает в своей сфере ответственности для соблюдения баланса внутри некоммерческой организации. Не стоит забывать, что фундаментальные вещи, касающиеся структуры органов управления фондом и их компетенция должны быть определены на момент первичной регистрации в уставе фонда, в последующем – можно дополнять спектр правомочий, путем принятия положений внутри фонда. Таким образом, специалисты Ресурсного Центра НКО считает, что написание качественного с точки зрения закона устава является ключевым фактором для успешного прохождения регистрации и дальнейшего осуществления деятельности. 


Остались вопросы?

Пишите или звоните!

8 (495) 003-45-71 (МСК), 8 (812) 629-00-03 (СПБ), 8 (800) 100-60-71 (по России).

Вебинары НКО — 25 часов, с онлайн разбором ваших кейсов.
Конференция НКО — Общероссийский форум по развитию НКО.
Форум НКО — крупнейшее сообщество НКО в России.


Вам также может быть интересно:

Оставить комментарий

21.11.2022 Имиль
Обязательно ли в общественно полезном фонде наличие такого органа как ревизор/ревком?

Ответ Юриста НКО: Добрый вечер. Ревизора избрать в обязательном порядке необходимо только в Благотворительном фонде.
08.11.2022 Имиль
Обязательно ли в общественно полезном фонде наличие такого органа как ревизор/ревком?

Ответ Юриста Партнер НКО: Добрый день! Наличие Ревизора в общественно полезном фонде необязательно.
03.06.2020 Игорь
Здравствуйте! Уставом фонда можно предусмотреть, что ЕИО назначается учредителем фонда, а не высшим коллегиальным органом? Согласно п. 2 ст. 123.19 ГК РФ «Высший коллегиальный орган фонда избирает единоличный исполнительный орган фонда … если законом или другим правовым актом указанные полномочия не отнесены к компетенции учредителя фонда». Устав - это ведь правовой акт.

Добрый день, Игорь! Согласно ст 29 ФЗ 7 "О НКО" в фонде высший орган управления это коллегиальный орган.
10.05.2020 Данил
Может ли член Единоличного исполнительного органа фонда, также быть членом Совета фонда?

Ответ: Добрый день, Данил, да имеет, но в некоторых НКО есть ограничения по составу. Посмотрите ст. 29 ФЗ 7 "О НКО" и ст. 65.3 ГК РФ.
30.03.2020
Может ли ИП выполнять функции единоличного исп.органа в Благ.Фонде?

Добрый день, к сожалению, для Фонда это не предусмотрено.
24.03.2020 Георгий
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, обязательно ли избирать ревизора в благотворительном фонде?

Добрый день, Георгий! Да, обязательно.
16.03.2020 Андрей
Добрый день. Если учредителем фонда является один человек, обязательно ли создание высшего коллегиального органа (Совет фонда)? Если да, то какое минимальное количество человек мо жет входить в Совет фонда? и могут ли эти же самые люди входит в состав Попечительского совета?

Ответ: Добрый день, Андрей! А нас на сайте целый раздел посвященный созданию Фонда. Необходимо обязательно соблюдать закон и формировать все органы, предусмотренные для Фонда - и Совет и Попечительский совет, коллегиальный, значит минимум 2. В разные органы входят разные члены.
05.03.2020 Александра
Здравствуйте, будут ли участники фонда нести субсидиарную ответственность?

Добрый день, Александра!
Нет, не будут. В фонде учредители не имеют прав на имущества фонда и не отвечают по его обязательствам, равно как и фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.
26.02.2020 Елена
Здравствуйте! Могут ли сотрудники фонда быть членами Совета фонда? если да, то может ли Совет состоять из одних сотрудников ?

Добрый день, Елена! Если это не благотворительный фонд, то может.
Если благотворительный фонд, то нет п. 3, ст 10 ФЗ № 135 - Члены высшего органа управления благотворительной организацией выполняют свои обязанности в этом органе на безвозмездной основе. В составе высшего органа управления благотворительной организацией может быть не более одного работника ее исполнительных органов (с правом либо без права решающего голоса).
Карта

Оставьте свои данные и наш специалист свяжится с вами.