Аудит сайта НКО. Девять параметров, которые нужно проверить каждому
В статье — о том, как самостоятельно провести анализ, оценить работоспособность и эффективность сайта некоммерческой организации и повысить его привлекательность. Узнаете о 9 обязательных компонентах и разделах меню, которые должны быть на сайте, как они работают, чем их наполнять и дополнять. А если вы только планируете создание сайта для своей НКО, прочитайте статью, чтобы разобраться, как составить ТЗ для разработчиков и чему уделить особое внимание.
Навигация по статье:
- Доменное имя и хостинг для сайта НКО
- Система управления сайтом НКО — CMS
- Оформление сайта НКО
- Структура разделов и навигация по сайту
- Хедер сайта НКО — главное меню
- Основные блоки на сайте некоммерческой организации
- Обязательные документы, отчёты и реквизиты НКО
- Платёжная страница с модулем для оплат
- Мониторинг сайта НКО с помощью Яндекс.Бизнес
В этом материале мы немного отойдём от классического, то есть маркетингового, описания аудита. Мы простыми словами поделимся с вами опытом разработки, запуска, администрирования и технической поддержки непосредственно сайтов НКО — с учетом всех их особенностей и требований законодательства.
Исходим из того, что вы хотите видеть привлекательный и эффективный сайт НКО, который соответствует всем требованиям Минюста. Итак, по порядку: в статье будет девять небольших разделов — от общего к частностям. Последний — про аналитику трафика через метрику, как последний и важный совет вместо заключения.
1. Доменное имя и хостинг для сайта НКО
Доменное имя — адрес и одновременно название вашего сайта в интернете. Та самая строка, обычно из одного слова (или двух-трех слов написанных слитно или через дефис), которую пользователь может заполнить вручную и моментально попасть на сайт вашей организации.
Доменное имя для российских ресурсов чаще всего заканчивается так: «.ru» или «.рф» — это доменная зона вашего сайта. Но бывают и экзотические варианты, которые мы не рекомендуем из-за их непривычности, например, «.xyz», «.pro» и еще десятки малоизвестных вариантов доменных зон. Такой адрес может отпугнуть массового пользователя интернета, заставить усомниться в реальности и благонадежности сайта некоммерческой организации.
Хорошее название или доменное имя сайта выделяется краткостью, лаконичностью, логичностью и релевантностью сайта и деятельности организации-владельца. Если домена ещё нет, то уделите анализу и выбору привлекательного имени время. Например устройте мозговой штурм среди сотрудников по выбору самого удачного и привлекательного названия для сайта.
Обратите внимание. Наличие у сайта SSL-сертификата в 2024 году — также обязательное условие для российских сайтов и требование законодательства по подключению платёжных систем для сбора пожертвований.
Хостинг простыми словами — это предоставления места и мощностей на сервере, как в некоем защищённом хранилище, на котором будет храниться вся информация о вашем сайте, всё из чего он состоит. Этот сервер постоянно подключен к глобальному интернету, что позволит другим пользователям в сети попадать на сайт из любой точки мира и получать доступ ко всей информации, размещенной на ресурсе вашей НКО.
Хостинг для российской некоммерческой организации обязательно должен быть российский — это требование закона, чтобы серверы, а, значит, и вся информация на них, физически находились и хранились на территории нашей страны.
Выбирайте современный и удобный хостинг, с бесплатным SSL-сертификатом, приемлемыми ценами и ненавязчивыми услугами. Рекомендуем начать с самого распространенного, надежного и доступного — reg.ru.
Сайт для НКО
Создание сайта от 19 900 рублей
под ключ, с нашим дизайнером
Позвонить +7 (495) 003-30-32
2. Система управления сайтом НКО — CMS
CMS расшифровывается как «сontent management system» — дословно в переводе с английского «система управления контентом». Это система или компьютерная программа, оболочка, которая позволяет изменять и редактировать содержимое сайта, добавлять новые разделы и скрывать старые, менять картинки, инфорграфику, интерактивы, новые тексты, публикации, рекламные баннеры и так далее. То есть полностью настраивать сайт изнутри так, как вам нужно. Так, как его будет видеть и взаимодействовать пользователь.
Иногда CMS называют «админкой» сайта. Доступ к системе управления и администрирования сайтом должны иметь IT-специалисты. Также можете предоставить доступ (полный или ограниченный — только к определенным разделам) тем сотрудникам, которые будут отвечать за новые публикации, фото, текстовые материалы, рассылки и так далее. Стандартный редактор для добавления, к примеру, новой текстовой статьи с фото по внешнему виду и управлению немного напоминает редактирование и оформление документов в Word. А еще полное или частичное администрирование сайта можно отдать на аутсорсинг.
Когда мы берём готовый сайт НКО на поддержку, то в первую очередь узнаём на каком «движке» собран сайт. Большой популярностью пользуется система управления Wordpress, с гибкими настройками и удобным добавлением новостей, но требующая регулярного обновления функционала и хорошей защиты от вирусов. При должном внимании это отличная система.
Также можно сказать и про Tilda - удобная в освоении, но имеющая ряд ограничений. Для своих клиентов мы обычно не рекомендуем её, особенно если НКО планирует получать гранты и активно участвовать в грантовых конкурсах. Но, всё чаще встречаются фонды, у которых никаких проблем не возникало.
Обратите внимание. Часто в своей работе мы предлагаем к использованию собственную систему управления с возможностью подключения CRM-системы. Наша IT-платформа для администрирования и управления сайтом НКО зарекомендовала себя, как простое, недорогое и надежное решение.
3. Оформление сайта НКО
Первое что бросается в глаза — это внешний вид. Эмблема, шрифт, цвет ссылок и кнопок. Если вы заказывали дизайн, то тут не должно быть проблем. В случае шаблонных решений встречаются проблемы с оформлением, но это легко заметить, поправить вёрстку, подобрать цвета для заголовков и кнопок в соответствии с выбранной цветовой схемой.
К примеру, возьмите цвета из эмблемы или подберите 2–4 цвета под настроение деятельности организации. Единообразные отступы, аккуратные заголовки и хорошо оформленный, отредактированный текст помогут пользователю сконцентрироваться на теме, задержаться на сайте подольше.
4. Структура разделов и навигация по сайту
Интуитивная навигация сайта ускорит пользователю получение необходимой информации об организации и выполнение целевого действия. В верхнем меню размещаем всю структуру, используя раскрывающееся меню, а в подвале сайта выводим быстрые ссылки на самые востребованные страницы или категории.
Далее переходим к анализу главной страницы. Будем проверять его внешний вид, работоспособность и расскажем, какая обязательная информация там должна быть.
5. Хедер сайта НКО — главное меню
Хедером (header) или «шапкой» сайта называют главное верхнее горизонтальное меню с основными разделами сайта. Иногда его располагают вертикально с левого края — но некоторые специалисты считают такое решение устаревшим (но не запрещенным; для определенных ситуаций или подразделов боковое меню будет удобным).
Стандартное и эффективное решение для хедера:
- эмблема и название НКО,
- главное меню с основными разделами,
- кнопка целевого действия,
- контактный телефон для связи.
Нелишним будет добавить адрес, время работы и иконки социальных сетей. Эмблему делаем кликабельной, задаём ее ссылку, ведущую на главную «нулевую» страницу сайта — это для всех удобно и привычно.
Сразу под «шапкой» — оптимальное место для главного акцента. Это может быть слайдер баннеров по направлениям деятельности, текущих проектов и / или призыв к действию.
6. Основные блоки на сайте некоммерческой организации
В зависимости от направления деятельности далее выводим. Порядок может быть любой — вы сами решаете, что более актуально и размещаете эти блоки выше и левее — то есть в начало. Чаще всего делают в порядке, как опишем ниже.
- Об НКО / фонде / АНО / БФ. Не все НКО пишут о себе сразу на главной странице. Подробную информацию чаще всего выносят в раздел ел «О нас», тем не менее мы рекомендуем разместить пару абзацев текста и кнопку «Читать подробнее».
- Наша команда. Фотографии и описание членов команды, волонтёров с кнопкой «Стать волонтёром» например.
- Новости / Мероприятия / События. Здесь добавляете рубрики и новости в классическом текстовом редакторе в соответствующем разделе системы управления и новость выводится в этот блок. Это ообязательный блок, уделите внимание его настройке, работоспособности и удобству работы с интерфейсом.
- Проекты / Портфолио. Текущие и завершённые направления деятельности, на которые идёт сбор пожертвований или привлечение волонтёров. Здесь выкладывайте пресс-релизы, презентации с прошедших мероприятий, реализованных проектах и стратегических планах на будущее.
- Партнёры / Наши клиенты. Рекомендуем указать партнёров с ссылками на их ресурсы. Даже если у вас было минимальное сотрудничество, указывайте крупные компании, которые у всех на слуху. Теоретически, если у вашей НКО, расчетный счет в Сбере, а корпоративный телефон от МТС — их тоже можно указать, как ваших партнеров (но это всегда остается на решение руководителя).
- Фотогалерея. Разместите небольшую коллекция фотографий или короткий обзорных видеороликов. Она познакомит пользователя с вашей деятельностью в «живом рабочем формате».
Важно! Не выгладывайте фотографии в ультра-качестве 4K, 8K, в формате RAW («цифрового негатива») и так далее. Такие файлы будут слишком тяжелыми, из-за них ваш сайт будет долго загружаться, особенно у пользователей мобильной версии — и к тому же съедать чужой трафик мобильного интернета. Стандартный размер изображений для интернета 1000 на 1000 пикселей, а самый распространенный форматы JPEG и PNG — их прочитает и отобразит любой браузер и смартфон.
- Контакты. Это может быть обязательная отдельная страница на сайте. А также, как вариант, дополнительный постоянный блок на главной странице. Здесь проверьте, указана ли информация о времени работы, контактные телефоны, электронная почта и адреса в социальных сетях. Ссылки на соцсети сейчас делают в виде кликабельных иконок на соответствующие ресурсы, например, под заголовком «Мы в соцсетях» и легким призывом «Подписывайтесь, чтобы быть в курсе событий».
Если у вас есть офис для приема партнеров, нуждающихся или жертвователей в разделе «Контакты» развестите интерактивную карту с описанием проезда — пешком и на автомобиле. Особенно полезно это будет, если офисов или филиалов у вашей НКО несколько.
7. Обязательные документы, отчёты и реквизиты НКО
Для размещения документов на сайте необходима страница со следующими документами:
- Устав некоммерческой организации,
- свидетельства ФНС,
- свидетельство о государственной регистрации Минюста.
Все документы должны быть размещены на сайте без перехода на сторонние сервисы — это требование Минюста. То есть давать ссылки на скачивание из облачных хранилищ нельзя. В этом же разделе можно дополнительно публиковать справки, кодексы и положения, которые потребуются по ходу вашей деятельности.
Обязательная годовая отчетность НКО. Финансовые отчёты организации за все прошедшие годы деятельности размещаем в раздел «Отчёты» и если вы в каком-либо году не вели деятельность, то всё равно размещаем отчёт за этот год.
Годовой публичный финансовый отчет — обязательное требование для благотворительных фондов. Остальные НКО, которые не занимаются сбором средств, могут публиковать финансовые либо общие отчеты и проведенной работе за год по желанию. Такие отчеты повышают доверие к некоммерческой организации, делают ее деятельность более открытой.
Реквизиты НКО. Обязательные реквизиты, такие как ОГРН, ИНН и КПП, официальное полное наименование вашей НКО можете указать в подвале сайта. А полную информацию укажите в соответствующем разделе и не будет лишним продублировать её на странице «Контакты» и «Документы».
9. Платёжная страница с модулем для оплат
Модуль оплаты или QR-код для пожертвований на расчетный счет в вашем банке разместите на отдельной платёжной странице.
Для смс-пожертвований должна быть размещена информация по короткому номеру, используемому ключевому слову, комиссиям с абонента, логотипами операторов и т.д. — для этого вы можете использовать информационный блок «Информация для абонентов».
Обратите внимание. На сайте НКО в обязательном порядке должна быть размещена оферта о добровольном пожертвовании и согласие на обработку персональных данных. Ссылку на неё следует опубликовать на платёжной странице и в подвале сайта.
Некоторые сервисы, например, Mixplat предлагают удобные элементы в виде закреплённых кнопок или всплывающих подсказок для привлечения внимания к модулю оплаты. Процесс верификации у них занимает около месяца, но в итоге вы получите отличный инструмент приёма пожертвований.
Мониторинг сайта НКО с помощью Яндекс.Бизнес
При анализе сайта мы всегда смотрим, есть ли у организации карточка с отзывами на Яндексе. Проверяем, подключены ли к сайту Яндекс.Вебмастер и Яндекс.Метрика. Если вы только планируете открытие сайта для НКО, то заранее создайте технический аккаунт с почтой на ya.ru / yandex.ru и подключите два этих сервисы — к тому же они бесплатны.
Без мониторинга анализа трафика, захода и посещаемости, динамики роста через метрику не обойдётся ни один современный сайт. Особенно это актуально, если планируете проводить маркетинговые кампании в интернете, заказывать и размещать рекламу для привлечения посетителей, постоянно развивать и наполнять сайт вашей НКО новым контентом.
Остались вопросы?
Пишите или звоните!
8 (495) 003-45-71 (МСК), 8 (812) 629-00-03 (СПБ), 8 (800) 100-60-71 (по России).
Вебинары НКО — 25 часов, с онлайн разбором ваших кейсов.
Конференция НКО — Общероссийский форум по развитию НКО.
Форум НКО — крупнейшее сообщество НКО в России.